Выбираем двухмоторный вертолет для работы

Учитывая пожелания читателей портала, в данном материале мы рассмотрим проблемы выбора между вертолетами компаний AgustaWestland и Airbus, как наиболее популярных у наших клиентов. Будет рассказано о преимуществах пары из двухмоторных вертолетов разных классов, но близких по параметрам – AW109/H135 и AW139/H160, имеющих взлетный вес около 3 и 7 тонн соответственно. Это поможет сделать выбор среди этих конкурирующих моделей.

Airbus H135

Airbus H135

AW109 vs Airbus H135

Легкий многоцелевой вертолет AW109 был разработан итальянской компанией AgustaWestland (ныне Leonardo) выпускается в гражданской и военной версиях. Гражданское семейство вертолетов AW109 включает гражданский спасательный вертолет AW109K2, используемый швейцарской спасательной службой, полицейский вертолет AW109K2 и гражданский многоцелевой вертолет AW109 Power. AW109 изначально разрабатывался как скорый и спасательный вертолет для полетов в горных районах Швейцарии.
Вертолет может летать из критически расположенных посадочных мест в неблагоприятных климатических условиях и с вертолетных площадок на крыше в густонаселенных районах. AW109 Power впервые взлетел в 1995 году, а через два года первый клиент начал его эксплуатацию.

Конструкция AW109 от AgustaWestland

AW109 от AgustaWestland

AW109 от AgustaWestland

Планер вертолета состоит из легкого алюминиевого сплава и сотовой структуры с высокой ударопрочностью. Две большие раздвижные двери обеспечивают легкий доступ и возможность работы с грузами и могут использоваться во время полета. Для пилотов имеются две отдельные двери. Конфигурация хвостовой балки обеспечивает хорошую управляемость при работе при сильном ветре.

Шасси трехколесного типа оснащено воздушными и масляными амортизаторами для мобильности и работы на неподготовленных площадках. Энергопоглощающие стойки обеспечивают повышенную ударопрочность, а поворотное переднее колесо обеспечивает легкую маневренность на земле.

Полностью шарнирный четырехлопастной несущий ротор имеет низкую вибрацию, низкий уровень паразитных колебаний и пониженный уровень шума. Головка основного ротора изготовлена из титана с композитными эластомерными подшипниками в кронштейнах лопастей. Композитные лопасти несущего винта обладают большой жесткостью, что обеспечивает высокую живучесть и надежность, а также маневренность. Хвостовой ротор представляет собой полужесткий винт из нержавеющей стали с двумя лопастями.
Вертолет оснащен эргономичной стеклянной кабиной с раздельными дисплеями и контрольно-измерительными приборами. AW109 Power может выполнять полеты IFR (по приборам) для одного и двух пилотов с трехосевой дуплексной системой автоматического управления полетом (AFCS).

Вертолет может быть оснащен либо пакетом авионики Rockwell Collins ProLine II, либо Honeywell Silver Crown. Навигационные системы включают в себя автоматическое навигационное средство определения направления (ADF), оборудование для измерения расстояния (DME), систему глобального позиционирования (GPS), радиолокационный высотомер, ретранслятор аварийного обнаружения (ELT), всенаправленный радиоканал VHF (VOR), измеритель скорости и инерциальная система определения местоположения.
Система управления полетом включает в себя систему коллективного, циклического и анти-крутящего момента. Циклическое и коллективное управление питаются от двух гидравлических систем.

Система анти-крутящего момента имеет гидравлический привод. Двойная избыточная трехосевая система повышения устойчивости устанавливается в качестве опции.
Опциональная система управления кабиной Rockwell Collins предназначена для контроля и управления различным бортовым электронным оборудованием через один или несколько централизованно расположенных блоков управления и индикации.

Двигатели вертолета

Вертолет приводится в движение двумя параллельными двигателями Pratt & Whitney PW-206C или Turbomeca Arrius 2K1 с полным электронным управлением (FADEC).
Каждый двигатель оснащен независимой топливной и масляной системами и независимыми органами управления двигателем.

Система передачи рассчитана на 900 л.с. для улучшения высокотемпературных и высотных характеристик. При этом время ее сухой работы составляет 30 минут, что позволяет пилоту найти безопасную точку посадки в случае потери масла.

Существуют три конфигурации топливных систем: три бака на 605 л, четыре бака на 710 л и пять баков на 870 л. В качестве опции может быть установлена ударопрочная топливная система с заправкой по замкнутому контуру и самоуплотняющимися топливными баками.
Вертолет оснащен двумя независимыми гидравлическими системами управления полетом, каждая из которых способна управлять основными исполнительными механизмами в случае отказа другой системы.

Вспомогательная гидравлическая система имеет два аккумулятора (обычный и аварийный) для управления тормозом ротора, колесными тормозами и устройством центрирования носового колеса.

Производительность AW109 итальянского производства

Скороподъемность AW109 – 9,8 м в секунду. Максимальная и крейсерская скорости вертолета составляют 311 км/ч и 285 км/ч соответственно. Максимальный потолок AW109 составляет 5 974 м, продолжительность полета — четыре часа 51 минуту. Вертолет весит около 1590 кг, а максимальная взлетная масса составляет 3000 кг.

H145

H145

H135 – это мощный, легкий двухмоторный многоцелевой вертолет разработанный Airbus Helicopters и выпускаемый в Германии. Высокая выносливость и расширенная дальность полета H135 позволяют этому вертолету выполнять весь спектр требований миссии, перевозя при этом большую полезную нагрузку на большие расстояния.

Доступны два варианта двигателей, оснащенных FADEC: Safran Arrius 2B2 «Plus» и Pratt & Whitney Canada PW206B3. Оба этих мощных надежных турбовальных двигателя EC135 обеспечивают выдающуюся производительность и резервы живучести даже при одном неработающем двигателем наряду с низким расходом топлива. Простая, многоцелевая конструкция H135, обеспечивающая быстрое и простое обслуживание и оптимальную надежность дополняется разнообразием дополнительного оборудования устанавливаемого по заказу.

H135 оснащается современной стеклянной кабиной и авионику, а также хвостовым винтом типа Airbus Helicopters Fenestron® и безвтулочным ротором. H135 известен своей высокой производительностью и выдающейся маневренностью. Это один из самых тихих вертолетов в своем классе. H135 примерно на 6,5 дБ ниже стандартов ИКАО. Это представляет особый интерес для операторов, регулярно летающих над городами и в густонаселенных районах, включая службы скорой медицинской помощи и правоохранительные органы.

Вывод

1. Эффективность

Потребление топлива Airbus H135 в стандартной конфигурации (6 человек на борту) с полной нагрузкой составляет примерно 240 литров в час. Этот показатель AgustaWestland AW109 в аналогичных условиях – около 300 литров. Дальность полета обеих моделей примерно одинакова и составляет около 620 (стандартный вариант H135) и 650 (AW109)км.

2. Фюзеляж

Фюзеляжи обоих вертолетов полностью металлические. Но вес планера AW109 выше из-за наличия убираемого шасси и других факторов.

3. Шасси

Airbus H135 оснащен не убираемым шасси лыжного типа, которое не требует больших затрат на обслуживание, проще и надежнее трехколесного убираемого шасси AgustaWestland AW109. В свою очередь мощные стойки последнего позволяют выполнять жесткую посадку на любые неподготовленные поверхности. Кроме того, колесное шасси обеспечивает больше удобств при ангарном хранении и мобильность на земле в неработающем состоянии. Кроме того колесное шасси помогает взлетать «по-самолетному», т.е. с разбегом.

4. Обслуживание и содержание

Стоимость периодического обслуживания и содержания обоих вертолетов примерно одинаковая и зависит от варианта двигателя. Но в некоторых случаях у H135 она может оказаться ниже из-за наличия безвтулочного ротора.

5. Комфортабельность

H135 – один из самых тихих вертолетов в своем классе. Уровень производимого им шума примерно на 6,5 дБ ниже стандартов ICAO. Это представляет особый интерес для операторов, регулярно летающих над городами и в густонаселенных районах, включая службы скорой медицинской помощи и правоохранительные органы.

6. Силовые установки

Для Airbus H135 доступны на выбор два варианта двигателей, оснащенных FADEC: Safran Arrius 2B2 «Plus» и Pratt & Whitney Canada PW206B3 мощностью 2х600-800 л.с. В свою очередь AgustaWestland AW109 предлагается с двигателями Pratt & Whitney PW-206C или Turbomeca Arrius 2K1 с полным электронным управлением (FADEC) мощностью 2х500-600 л.ч.

7. Технологии

Хвостовой винт Airbus H135 заключен в аэродинамическое кольцо Airbus Helicopters Fenestron®, что обеспечивает повышенную эффективность управления и уровень безопасности при взлете и посадке для лиц на земле, а также большую безопасность полетов в условиях ограниченного пространства.

8. Скорость

AgustaWestland AW109 может развивать крейсерскую скорость на 285 км/ч выше, что на 31 км/ч больше, чем у Airbus H160 (254 км/ч). Это не имеет особого значения при перелетах на короткие расстояния, но при использовании санитарного варианта может оказаться критичной каждая секунда.

9. Пассажировместимость

Airbus H135 может вместить 1 пилота и 6-7 пассажиров или 2 пилотов и 4-5 пассажиров пассажиров в зависимости от конфигурации и пожелания заказчика, аналогичный показатель и у AgustaWestland AW109.

AW139 vs Airbus H160

h160

h160

Airbus H160 Helicopter – двухмоторный вертолет среднего класса, который ранее назывался  X4. Его обозначение определено по специальной схеме, в которой название начинается с буквы «H». Он оснащен 2-мя турбовинтовыми двигателями Turbomeca Arrano, которые могут обеспечить полет на крейсерской скорости вплоть до 296 км/ч с 12 пассажирами на борту.

AW139

AW139

AgustaWestland AW139 – средний двухмоторный вертолет, оснащенный турбинными двигателями Pratt & Whitney PT6C-67C. Он может летать на крейсерской скорости 305 узлов, его пассажировместимость составляет 15 человек.

1. Эффективность

Здесь явное преимущество Airbus H160, которое состоит в том, что эффективность сгорания топлива на 15-20 процентов выше, чем AgustaWestland AW139, хотя последний несколько тяжелее и грузоподъёмнее.

2. Фюзеляж

Фюзеляж Airbus H160 выполнен полностью из композитных материалов, что делает его на 1 тонну легче AgustaWestland. При это его максимальная взлетная масса составляет 5,5-6 тонн по сравнению с взлетной массой 6,5 тонны у AW139.

3. Шасси

Airbus H160 оснащен шасси с электроприводом, которое лучше, легче и безопаснее, чем шасси трехколесное шасси AgustaWestland AW139.

4. Обслуживание

Стоимость периодического обслуживания Airbus H160 ниже по сравнению с AgustaWestland, т.к. его фюзеляж из композитов не подвержен коррозии.

5. Комфортабельность

Airbus H160 обладает высоким уровнем комфорта благодаря низкому уровню шума и вибраций, при таких же размерах и скорости, как у AgustaWestland AW139.

6. Производительность

Двигатели AS Airbus H160 производят 1100-1300 л.с. по сравнению с двигателем AgustaWestland AW139, который производит 1679 л.с., но дает такой же уровень производительности, чем у AW139.

7. Технологии

Хвостовой винт Airbus H160 заключен в аэродинамическое кольцо, наклоненное под углом 12 градусов, что обеспечивает дополнительный подъем и увеличивает грузоподъемность.

8. Устойчивость

Airbus H160 оснащен специальной инновационной аэродинамической системой Biplane Stabilizer, которая повышает эффективность основного ротора и стабилизирует его даже на низких скоростях.

9. Надежность

Airbus H160 обладает высокой надежностью благодаря своим качественным показателям, таким как безопасность, меньший вес, низкая скорость обработки или устойчивость, менее дорогая, более эффективная и лучшая технология по сравнению с AgustaWestland AW139.

10. Скорость

Как было сказано выше у AgustaWestland AW139 на 10 км/ч выше крейсерская скорость, чем у Airbus H160. Это не имеет особого значения при перелетах на короткие расстояния, но при использовании санитарного варианта может оказаться критичной каждая секунда.

11. Пассажировместимость

Airbus H160 может вместить 12 пассажиров в стандартной конфигурации, в то время как AgustaWestland AW139 – 15. Однако, учитывая, что у обоих вертолетов примерно одинаковые размеры салона, то комфортабельность у первого выше.

Следует добавить, что AgustaWestland выпустила улучшенную версию своего двухмоторного вертолета AW139, увеличив максимальный взлетный вес (MTOW) до 7 т с существующего необязательного верхнего предела в 6,8 т. Новый модернизированный комплект позволяет в настоящее время увеличить взлетную массу базового винтокрыла с 6,4 т и является опцией для всех AW139.

Отраслевые обозреватели рассматривают этот шаг как прямую реакцию на появление в Airbus Helicopters долгожданного X4, теперь называемого H160, который мы рассмотрели выше. Анонсы были сделаны почти одновременно на выставке HAI Heli-Expo.

Более тяжелый AW139 достигает повышенной грузоподъемности благодаря усилению хвостовой балки и модифицированному шасси и шинам. Силовой установкой по-прежнему является два двигателя Pratt & Whitney Canada PT6C. Поставки этих модернизированных вертолетов реализуются с начала их производства на заводах в Италии и США.

Компания рассматривает 7t AW139 как конкурента существующим серийным самолетам, включая более крупный EC175 Airbus Helicopters, теперь переименованный в H175, в дальних полетах с 12 пассажирами. Такие вертолеты нацелены на морской нефтегазовый рынок.
AgustaWestland заявляет, что 7t AW139, настроенный для морских миссий, будет иметь радиус полета 230 морских мили(426 км) при перевозке восьми пассажиров.

Андрей Бочкарев