Fokker Dr 1

AERO Friedrichshafen 2018 – подведение итогов

В германском городе Фридрихсхафен в минувшие дни закончилась выставка-ярмарка авиации общего назначения AERO 2018. Мероприятие, которое проводится ежегодно, в этот раз собрало более 600 участников почти со многих стран мира. Главная задача выставки – показ нынешнего состояния легкой и ультралегкой авиации, но в этом году ведущими темами стали современная электроника, беспилотники и воздушные суда с электрическими силовыми установками.

Zeppelin NT
Zeppelin NT


В отличие от стандартных авиасалонов, во время Aero не проводятся демонстрации в воздухе, хотя на ближайшем аэродроме можно было увидеть выставочные экспонаты во время их прилета и отлета. Одним из наиболее интересных были полеты дирижабля. Компания Deutsche Zeppelin-Reederei преложила желающим полет на своем Zeppelin NT. Получасовая экскурсия по окрестностям Фридрихсхафен стоила 250 евро.

Павильон IDE-Fly
Павильон IDE-Fly

Одним из наиболее посещаемых павильонов был принадлежащий компании IDE-Fly из Вроцлава, которая предлагает авиационные аксессуары и одежду. Самым большим интересом пользовались пилотские комбинезоны. Время покажет, какой на них будет спрос, но представители фирмы очень довольны результатами. Поскольку на Aero было более десятка участников этой группы, то можно было сравнить качество и материалы комбинезонов, курток и т.д.

Планер Pirat
Планер Pirat

На открытой площадке был выставлен на продажу планер Pirat всего за 3800 евро (был произведен в 1972 году с серийным № 2587). К планеру прилагался прицеп самодельной постройки. К сожалению, не известно было о ARC и страховке.

Pilatus 24
Pilatus 24

Несомненной новинкой, несмотря на то, что опытный образец был там раньше, стал бизнес-джет Pilatus 24, который в декабре 2017 года получил сертификат EASA. Швейцарцы этим очень гордились и теперь могут приступить к продаже своего первого реактивного самолета. На обеих сторонах фюзеляжа можно было заметить рисунок в форме печати государственного органа, напоминающий, что самолет получил сертификат 17 декабря прошлого года.

Летающая ванна
Летающая ванна

На Aero 2018 можно было встретить даже такой необычный экспонат, как летающая ванна, и даже к ней примериться. Транспортное средство было построено в короткий срок. Простые элементы, простые методы соединений, шесть электрических моторов, вращающих по одному пропеллеру диаметром 450 мм, и простая система управления, базирующаяся на обычной элементной базе для авиамоделей.

Большая птица- дрон

В главном зале выставки, где был организован центр показов малых предприятий, занимающихся дронами, ежечасно можно было увидеть большого летающего голубя. БПЛА с размахом крыльев почти в два метра летал по периметру зала под управлением оператора, стоявшего на антресоли. Взлет и посадка осуществлялись типично по-модельному – с руки и на руку. Гигантский размер дрона демонстрирует снимок. В данном БПЛА не было бы ничего удивительного кроме формы, если бы он не махал крыльями, как настоящая птица. Конструкторы поставили себе крайне трудную задачу по созданию механизма, позволяющего имитировать кинематику движения крыльев птиц, и с ней успешно справились.

Junkers возвращается

Junkers F-13
Junkers F-13

Посетители Aero 2018 могли встретить полноразмерный Junkers F-13 в последней версии позднего периода производства, т.е. со звездообразным двигателем и трапециевидным хвостовым оперением. На первый взгляд это могла быть реплика, но шасси было слишком современно, поскольку традиционные резиновые амортизаторы заменены на газо-маслянные. Собственно говоря, это был заново построенный самолет, отвечающий современным требованиям. Весь проект был выполнен компанией Junkers Flugzwerke из Швейцарии которая получила право на использование торговой марки. Компанией руководит Дитер Маршецкий. Самолет уже получил швейцарский сертификат и будет производиться, может быть и не серийно, но под заказ точно – для каждого желающего иметь такую игрушку и могущего себе это позволить.

Вертолет по новому

Несколько лет назад, на Aero 2015 был представлен исследовательский прототип, летающий при помощи нескольких десятков пропеллеров В этом году подобную концепцию представила французская компания E.A.C. (Electric Aircraft Concept). Whisper, так называется опытное воздушное судно, должно поступить в продажу к 2020 году. Оно сможет брать на борт двух пассажиров и перевозить их по воздуху на расстояние до 50 км за 30 минут. Целью создателей является увеличение дальности полета до 100 км и продолжительности – до одного часа.

Whisper
Whisper

Оборудованный по-современному (полный glass cockpit), оснащенный семью электродвигателями с одним несущим винтом на каждый, вертолет, скорее всего, только концепт, но подождем и посмотрим, что из этого получится.

Fokker Dr 1, год выпуска 2018

Fokker Dr 1
Fokker Dr 1

В центре главного зала стоял почти готовый триплан Fokker Dr 1. У самолета были уже обшиты крылья и хвостовое оперение, но фюзеляж оставался в сыром виде. Вся конструкция выполнена с особым вниманием к историческим деталям и безопасности полетов. Тем, кто забыл, напомним, что оригинальные Dr 1 имели неприятное свойство терять верхнее крыло во время полета. Проект был спонсирован одним из авиационных фондов и контролируется органами авиационной безопасности. Реплика классифицируется в категории специальных самолетов.

Twister

Twister
Twister

Одноместный акробатический Twister представила компания Cilence Aircraft. На первый взгляд ничего не обычного, но для производителя это было очередным подтверждением своих возможностей и опыта в создании и производстве конструкций из композитных материалов. Twister постоянно производятся и продаются для пилотов-спортсменов и для любителей. Он может поставляться как в готовом виде, так и в наборе для самостоятельной сборки (kit). Несмотря на всего 80-сильный двигатель, при массе в 450 кг он может позволить выполнять сложные фигуры высшего пилотажа.

А это что?

Evian
Evian

Концепция 9-местного самолета компании Eviation из Израиля. Данный стартап планирует запустить производство беспилотных пассажирских самолетов на 6-9 мест. Маркетинговое преимущество новой конструкции состоит в ее современности, экологичности и очень низкой стоимости полета в перерасчете на пассажирокилометр. Другая необычность самолета – три независимых электродвигателя, размещенных на концах крыльев и в хвосте фюзеляжа. Все формы воздушного судна тщательно проработаны и имеют плавные формы для снижения сопротивления. Evian приглашает всех увидеть самолет в действии через год на Парижском авиасалоне, а пока он ищет финансовых партнеров для поддержки своего амбициозного проекта.

Aero AT-3R100 VFR-night

Aero AT-3R100 VFR-night
Aero AT-3R100 VFR-night

Компания из Мельца Aero AT представила новую версию своего Aero AT-3 оборудованием для дневных и ночных полетов. В данной версии на приборной доске имеется четыре жидкокристаллических дисплея и набор классических указателей, которые служат запасными на случай проблем с электроникой.

Atol готовится к взлету

 Амфибия Atol
Амфибия Atol

Двухместная амфибия компании Atolaviation находится в фазе серийного производства В настоящее время строится сразу шесть самолетов, из которых два будут проданы заказчику внутри страны, а четыре пойдут на экспорт, в том числе один – в Австралию. Atol начал свою жизнь сначала в виде кита-набора для самостоятельной сборки, который приспосабливался к местным особенностям. С течением лет, в результате испытаний и сертификации самолет сильно изменился. Теперь он имеет убираемое шасси, добавлены триммеры рулевых поверхностей и введено много мелких изменений. В окончательном варианте Atol уже мало напоминает своего предшественника, имеет лучшие характеристики в воздухе и на воде.

Борей из Самары

"Борей" из Самары
“Борей” из Самары

Самара имеет большую историю заслуг перед российской авиацией. Политические и экономические перемены стали причиной того, что там образовались многочисленные компании, использующие людской потенциал из старых кадров, работавших на крупных оборонных и авиационных предприятиях. Один из участников выставки – фирма «АэроВолга» имеет за собой опыт в виде нескольких проектов. Но самым удачным оказался двухмоторный LA-8. Показанный во Фридрихсхафен «Борей» нацелен на довольно узкий пробел на рынке двухместных амфибий. У него достаточно стандартно расположенный двигатель над крылом, но само крыло опирается на пилон, благодаря чему его можно отнести к высокопланам типа «парасоль» – такая схема сегодня довольно редко встречается. Шасси на подпружиненных стойках поворачивается так, чтобы можно было выполнять операции на воде, а также обеспечить самостоятельный въезд и выезд из воды, взлетать и приземляться на суше. Просторная кабина оснащена самой современной авионикой. Силовая установка – два двигателя мощностью от 100 до 140 л.с. каждый. Хотя на выставке Aero можно было увидеть только прототип, у себя на родине самолет летает, а его серийное производство может начаться быстрее, чем мы ожидаем.

Самолет для Джеймса Бонда

Nexth  - самолет для Джеймса Бонда
Nexth – самолет для Джеймса Бонда

Nexth от компании AERO&TECH впечатляет своим футуризмом и наверняка бы подошел для какого-либо фильма о знаменитом агенте британской разведки. Его фюзеляж выполнен из композитных материалов в форме, напоминающей самолеты STELTH. Он имеет убираемое переднее шасси, складываемые крылья для хранения в гараже, а под капотом – двигатель Rotax 914 мощностью 100 л.с. Внутри – два кресла, glass cockpit. Воздушное судно передвигается со скоростью 285 км/ч, что, учитывая небольшую мощность двигателя более, чем отлично. Взлетная дистанция в 120 м позволяет использовать короткие взлетно-посадочные полосы, а также заброшенные дороги, что для агента 007 может быть важным преимуществом. NEXTH летает с 2012 года, но пока не сертифицирован. Что будет дальше, увидим через год, когда появится информация о результатах продаж и портфолио заказов.

Посадка Mustang

Mustang
Mustang

Если кто-то помнит, несколько лет назад в Кросно была построена реплика славного Mustang. На нынешнюю выставку Aero самолет также прибыл, хотя и с нескольким опозданием, в пятницу вечером, поэтому не все посетители смогли его увидеть. Самолет воспроизведен со скрупулезной точностью. Разницу можно заметить только в носовой части, так как фонарь кабины и обтекатель на винте из-за конструктивных особенностей пришлось выполнить с отклонением от оригинального вида. Постройка конструкции не укладывается в запланированные сроки, как это часто бывает с подобными проектами. Но уже объявлено, что в следующем месяце начнется серийное производство.

Летающая тарелка возвращается

DISCOPTERS.
DISCOPTERS

Те, кто знаком с историей авиации, наверняка помнят проекты 40-50-х годов прошлого столетия, реализованные сначала в Германии, а затем в Канаде и США, по созданию летающих тарелок. Похоже, что немцам это удалось, но результаты задокументированы весьма скупо. Проект возвращался затем только на страницах комиксов и научно-фантастических фильмов. А между тем в этом году на Aero был представлен DISCOPTERS. Конструкция создается типичным стартапом, а его плоды мы сможем увидеть в действии через один-два года. Воздушное судно должно подниматься в воздух вертикально при помощи двух двигателей общей мощностью 1000 л.с. и перемещаться горизонтально со скоростью более 400 км/ч на расстояние до 1000 км. В данной версии «тарелка» будет брать на борт 4-5 пассажиров. В планах более крупный вариант на 9 пассажиров с несущим ротором 15 метров в диаметре. Остается подождать пару лет.

Обычная канистра, только другая


Еще на заре авиации появилась проблема – как брать с собой дополнительное топливо. В начале 21-го века появились эластичные запасные топливные баки, которые можно размещать в любом удобном и свободном месте. Такое решение позволяет дополнительно взять на борт от 40 до 150 литров и может применяться на всем, что летает – от парапланов до турбопропов и вертолетов. Австралийцы, представленные во Фридрихсхафен, пошли еще дальше. Их баки можно монтировать в багажниках и даже в пустотах поплавков гидросамолетов.

Просто красавец

FX-1 InnovAviation
FX-1 InnovAviation

Как сказал некогда знаменитый конструктор О. Антонов, красивый самолет будет хорошо летать. Вне всяких сомнений FX-1 InnovAviation очень красив. Концепция самолета напоминает его предшественников, которые сошли с той же чертежной доски Альфредо Ди Чезаре. Композитный фюзеляж с двигателем над крылом и кабина выглядят весьма элегантно. Металлические крылья и хвостовое оперение спроектированы так, чтобы быть как можно легче и дешевле в производстве, но при этом не затмевали блеск этого бриллианта. Черный цвет оперения никого не должен ввести в заблуждение – это дюралюминий, а остальная часть фюзеляжа – углепластик. У самолета низкое шасси, поскольку не нужно заботиться о том, чтобы винт не задевал землю при взлете и посадке. На такой «игрушке» с мотором в 100 л.с. можно полетать со скоростью 200 км/ч в течение 4,5 часов.

Это была уже 26-я выставка AERO за свою историю. Как сообщили редакции нашего портала ее организаторы, свою продукцию продемонстрировали 630 участников из 38 стран, а посетителей было более 31 000 (что немного больше, чем в прошлом году) из Европы, Азии, Океании и остальной части мира.

Генеральный директор Messe Friedrichshafen, Клаус Вельман сказал: «AERO является самой важной деловой встречей в авиации общего назначения и именно здесь проходят премьеры продукции». Лидер проекта AERO Роланд Бош, который в течение всех четырех дней неустанно встречался с участниками, утверждает, что настроение среди них было чрезвычайно оптимистично».

Андрей Бочкарев