Активные боковые рукоятки для бизнес-джетов Gulfstream G600 и G500 прошли сертификацию FAA и EASA

BAE Systems сертифицировала активные боковые джойстики для самолетов Gulfstream G600 и G500. Сертификаты выданы Федеральной авиационной администрацией (FAA) на самолеты G600 и Европейским агентством авиационной безопасности (EASA) на самолеты G500.

Боковая рукоятка управления бизнес-джетов Gulfstream
Боковая рукоятка управления бизнес-джетов Gulfstream

Это вторая серия сертификатов активных боковых джойстиков BAE Systems для гражданского применения. Они были впервые сертифицированы для Gulfstream G500 в прошлом году.
«Наши активные боковые джойстики обеспечат пилотов этих самолетов повышенной ситуационной осведомленностью и позволят улучшить пилотирование для обеспечения безопасного и стабильного полета самолетов Gulfstream G500 и G600», – сказал Этишам Сиддики, вице-президент и генеральный менеджер BAE Systems по системам управления и авионике.

В отличие от пассивных систем, активные боковые джойстики, которые являются частью систем управления полетом, используемых пилотами, имеют исполнительные механизмы с электронным управлением,  посылающим сигнал обратной связи пилоту, оперирующему джойстиком. Характеристики обратной связи запрограммированы отдельно для каждого самолета в зависимости от требований клиента. Активная обратная связь может предупредить пилотов о приближении к ограничениям использования — структурным или аэродинамическим.

Одним из ключевых преимуществ активных джойстиков является возможность комбинировать системы управления полетом первого пилота и второго пилота, чтобы каждый из них мог видеть и чувствовать обратную управления второго в режиме реального времени. Необходимость в обратной связи на органах управления продиктована тем, что на большинстве современных самолетов отсутствуют механические тяги, через которые нагрузки передаются на штурвал. Это облегчает физическую нагрузку на пилота, позволяет автоматизировать управление, но лишает части ситуационной осведомленности.

BAE Systems уже более 25 лет является мировым лидером в области технологий активных боковых джойстиков. Военная версия этой технологии была первоначально разработана для программы Joint Strike Fighter в 1990-х годах. Первый полет самолета состоялся в 2000 году, а шесть лет спустя активный боковой джойстик для F-35 стал первым в мире сертифицированным военным устройством такого типа. У той же технологии было несколько других мировых премьер, включая первые полеты на вертолетах, таких как Blackhawk и Chinook. Сегодня активные боковые джойстики BAE Systems установлены на 12 различных коммерческих и военных самолетах по всему миру и пролетели более 200 000 часов.

BAE Systems является ведущим поставщиком современных и доступных систем управления полетом, авионики и систем управления энергоустановок для самолетов. Устройства BAE Systems обслуживают более двух миллионов пассажиров в день, управляя полетом самолета или поддерживая максимальную тягу двигателя. Каждый день, каждую секунду, как минимум самолет безопасно взлетает и приземляется, благодаря продукции BAE Systems.

Андрей Бочкарев