Быть ли китайскому Boeing?

В субботу, 15 декабря, Boeing передал первый заказчику самолет в Центре комплектации и доставки в Чжоушане, который был основан в качестве совместного предприятия с китайским производителем авиатехники COMAC. «Этот момент символизирует наше растущее партнерство с Китаем, которое существует уже почти полвека. Мы гордимся нашими долгосрочными отношениями с правительством Китая, авиакомпаниями и отраслевыми партнерами, а также доверием, которое они оказывают Boeing », – сказал Кевин Макаллистер, президент Boeing Commercial Airplanes на церемонии передачи первого Boeing 737 MAX 8.

Сделано в США, доставлено в Китай

Первая машина была изготовлена на американском заводе Renton в Вашингтоне, откуда она вылетела в центр снабжения в Чжоушане, а затем в Китае она получила оборудование салона. Планы предусматривают, что все 737 MAX Boeing для китайских клиентов будут следовать по аналогичному маршруту из Сиэтла в расположенный в 290 км к югу от Шанхая город Чжоушань.

Со временем Boeing, помимо установки внутреннего оборудования, будет производить в Китае и окраску воздушных судов. Это станет возможным, когда на участке в 100 акров будет построено три новых малярных цеха. В Китае также будут проводиться операции, связанные с приемкой самолетов клиентами и формальностями поставки. Через Центр доставки в Чжоушане будут передаваться клиентам из Поднебесной все самолеты семейства 737 MAX, от наименьшего Boeing 737 MAX 7 до более крупного Boeing 737 MAX 10.

Новое предприятие эксплуатируется совместно с китайским партнером Boeing, государственной корпорацией Commercial Aircraft Corp of China (COMAC). В этом совместном предприятии Boeing стал владельцем контрольного пакета акций, приобретя их в прошлом году за 33 миллиона долларов США.

«Поздравляем Boeing с доставкой первого 737 MAX из Чжоушаня. Это значительная веха в усилиях Boeing по углублению своего присутствия в Китае, а также по поддержке китайской авиационной промышленности, открывающей новую эру в нашем взаимном сотрудничестве», – заявил президент компании COMAC Чжао Юэран на церемонии открытия.

Борьба за прибыльный рынок

Для Boeing открытие первого в Китае завода по передаче импортируемых самолетов – это попытка гарантировать участие в развитии авиационной отрасли в этой стране, которая, по прогнозам, вскоре станет крупнейшим авиационным рынком в мире. Компания из Сиэтла, которая позиционирует себя как крупнейшего американского экспортера, поставляет более четверти своих самолетов клиентам из Китая, где, по его прогнозам, будет спрос на 7,7 тысячи воздушных судов в течение следующих 20 лет общей стоимостью более 1,2 трлн долларов. Однако церемония инаугурации Центра была омрачена напряженностью между Соединенными Штатами и Китаем, которые в настоящее время находятся в состоянии хрупкого перемирия в продолжающейся торговой войне.

«Обеспокоен ли я ситуацией? Да, конечно, сложившаяся среда является огромной проблемой. Тем не менее мы должны учитывать долгосрочную перспективу в Китае. В этой перспективе я надеюсь, что мы выработаем решение», – сказал Джон Брунс, президент Boeing China, на пресс-конференции, добавив, что в текущих переговорах между Соединенными Штатами и Китаем авиация является «ярким исключением» в списке существующих напряжений. Во время официальных выступлений представители производителя не упоминали продолжающуюся торговую войну.

Переходя на тонкую грань

В центре поставок Boeing 737 в Китае не будет возможности передачи технологии между Boeing и COMAC, заверяет представитель американского производителя, подчеркивая, что целью объекта является сборка и установка кресел, покраска самолетов и завершение окончательных поставок. «Это только часть того, что мы делаем при создании самолета», – сказал Брунс.

«В этой ситуации Boeing идет по тонкой грани», – говорит Скотт Кеннеди, эксперт по промышленной политике Китая из Вашингтонского центра стратегических и международных исследований в интервью журналу «Обзор рынка». Кеннеди объясняет, что американский производитель должен стремиться обеспечить рыночную позицию в Поднебесной, при этом, не вызывать недовольство в своей собственной стране, где производители в настоящее время находятся под давлением, чтобы увеличить производство в США.

В конечном счете, 100 Boeing 737 будут поставлены через Центр в Чжоушань, но Брунс не уточнил, когда эта цель будет достигнута. Глава Boeing в Китае также заявил, что на данный момент производитель не намерен расширять деятельность на объекте на другие модели самолетов. Boeing надеется, что китайский центр доставки частично разгрузит производственные мощности в Сиэтле, где в следующем году ожидается увеличение производства Boeing 737.

Андрей Бочкарев