Частные авиакомпании в России атакуют рынок

Согласно информации, полученной от “Росавиа”, в 2019 году в России было перевезено 128  миллионов пассажиров. Население этой страны (без учета жителей спорной территории Крыма) составляет 144,4 миллиона человек.
Результат прошлого года означает снижение темпов роста перевезенных пассажиров на 3 процентных пункта по сравнению с 2018 годом (рост на 11 проц.). 57 процентов всех пассажиров было перевезено внутренние рейсы. “Аэрофлот” и частная компания S7 остаются лидерами рынка. И именно частный сектор в России начинает быть самым успешным в этой отрасли.

Показатели транспорта все еще позитивны, но российский воздушный транспорт обеспокоен серьезными проблемами, которые в основном носят политический характер российские авиакомпании с 2019 года не могут летать в Грузию. Украинский рынок для них также закрыт. В одной только России постоянно появляются новые перевозчики, поэтому растет конкуренция, что, в свою очередь, приводит к нехватке мест в аэропортах и ​​снижению тарифов.

Однако на рынке по-прежнему доминируют крупные перевозчики. Самыми крупными 15 авиакомпаниями обеспечивается 92,6 процента всего трафика, в то время как в топ-5 лидируют Аэрофлот (37 млн пассажиров в 2019 г. т.е. 64,2 процента) и S7 (14,1 млн.), но в случае динамики роста у «Победы», принадлежащей к группе Аэрофлот,  гораздо лучшие транспортные показатели, так в 2019 г. она зафиксировала увеличение перевозок на 43,2 процента, обогнав “Уральские Авиалинии”. “Ютаир” был в числе первых четырех, за ним следует “России” (также из группы Аэрофлот). У “России” были бы лучшие результаты, но эту авиакомпанию затронул кризис с B737 MAX. В противном случае у нее было бы 13 таких машин.

В то же время частный сектор явно расширяется, и авиакомпании, принадлежащие к этой группе, быстро растут. Это особенно относится к бюджетным перевозчикам Smartavia (до недавнего времени Nordavia), – увеличение перевозок на целых 70,9 проц., а также Azur Air и Royal Flight. Эти последние два перевозчика частично принадлежат турецким акционерам. Royal Flight летает в основном для турецкого турагентства Coral Travel, но после того, как к его флоту два Boeing 777-300 ER, появились и дальнемагистральные рейсы.

Но самые высокие темпы роста также были достигнуты частной авиакомпанией Azimuth, единственным в мире оператором, эксплуатирующим только очень аварийные машины Superjet-100. Несмотря на технические проблемы, в 2019 году было зафиксировано увеличение перевозок на 86,3 процента в связи с расширением парка транспортных средств и расширением сети сообщений. Однако известно, что эта авиакомпания получает средства из бюджета в качестве дотаций за региональные перевозки, на которых она в основном специализируется.

На этот год Минтранс России прогнозирует увеличение перевозок на уровне не выше 7 процентов. И это будет самая низкая динамика за последние 7 лет. Как видно из приведенных выше цифр, большую часть роста авиакомпаниям обеспечивали перевозки по отпускным маршрутам особенно в Турцию и Грузию. Обострение отношений с Турцией из-за сирийского конфликта может вызвать сокращение рейсов в эту страну по политическим соображениям это станет ударом по интересам перевозчиков.

Андрей Бочкарев