Экологические активисты не дооценивают усилия авиационной отрасли

Экологические активисты призывают пересаживаться с самолетов на поезда, в то время как IATA предостерегает от последствий этого решения и напоминает, что тоже включилась борьбу с изменениями климата. «Давайте работать вместе, чтобы сделать полеты экологичными», – призывает Международная ассоциация воздушного транспорта.
Последние шесть месяцев были периодом триумфа в области общественного экодвижения и петиций Fly Free 2019-2020 году. Один из самых влиятельных голосов принадлежит Грете Тунберг, 16-летней активистке по защите климата из Швеции, которая требует, чтобы политики и бизнес прислушались к ее посланию и голосам ее поколения, чтобы принять решительные меры для защиты климата.

«Взрослые говорят, что они должны давать надежду молодым людям, но я не хочу вашей надежды. Я не хочу жить с надеждой. Я хочу, чтобы вы были в панике. Я хочу, чтобы вы чувствовали страх каждый день. Я хочу, чтобы вы приняли меры. Я хочу, чтобы вы вели себя как в кризисной ситуации. Я хочу, чтобы вы вели себя так, как если бы дома был пожар, потому что дома и есть пожар», – сказала Тунберг во время саммита в Давосе.

Спустя несколько месяцев после экономического саммита в Давосе во время 75-й Генеральной Ассамблеи Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в Сеуле стало ясно, что авиационная отрасль внимательно отнеслась к посланию молодой шведки и движения, которым она руководит. Однако в заявлениях представителей отрасли не было паники — преобладало недоверие и негодование от того факта, что активисты в области климата не заметили долгосрочной и во многих отношениях чрезвычайно эффективной борьбы за защиту климата, которую ведут авиакомпании. Поэтому важной задачей Саммита стало напоминание о значительных достижениях отрасли в этой области.

Значительный прогресс в сокращении выбросов

Хотя авиационная отрасль способствует изменению климата, в настоящее время на нее приходится около 2 процентов доли в производимых выбросов CO2, с 1990 года воздействие на одного пассажира на окружающую среду уменьшилось вдвое. Если перевести это на более понятный язык, поднимаясь на борт самолета сегодня, мы можем быть уверены, что количество выбросов CO2 будет вдвое меньше, чем количество выбросов CO2 на том же маршруте в 1990 году. Это стало возможным благодаря тому, что авиационная отрасль прилагает усилия на протяжении многих лет к значительному повышению эффективности в трех основных областях: технология, эксплуатационная практика и инфраструктура.

Современные, более экономичные самолеты и двигатели, приводящие их в движение, позволяют значительно снизить уровень выбросов CO2. Как отмечает IATA, новые модели самолетов обычно являются на 15-20 процентов более экономичными, чем модели, которые они заменяют. Кроме того, использование топлива, получаемого из возобновляемых источников и уже используемого на определенных рейсах, может снизить выбросы на целых 80 процентов.

Для сторонних наблюдателей остаются менее заметными изменения в эксплуатационном характере, такие как точное взвешивание самолета, позволяющее снизить расход топлива. На протяжении многих лет авиакомпании инвестировали в более легкие кресла и оборудование для салона или заменяли тяжелые бумажные документы в кокпите на планшеты. Еще одна экологическая мера, которую решили использовать перевозчики, – движение на рулевых дорожках на одном двигателе. В свою очередь, в консультации с органами управления воздушным движением были введены процедуры непрерывной посадки и управления движением, чтобы уменьшить ненужные заторы и связанные с этим ожидания в воздухе.
На сокращение выбросов, создаваемых воздушными судами, также влияют изменения в области инфраструктуры, такие как усовершенствование навигационных систем, более эффективное использование воздушного пространства, оптимизация маршрутов и проектирование систем аэропортов таким образом, чтобы можно было улучшить поток воздушных судов.

Огромное достижение – CORSIA

В начале этого года, когда в Европе усилились проявления изменения климата, индустрия авиаперевозок вступила в новый, более ответственный период развития. В 2016 году Международное агентство гражданской авиации (ICAO) приняло Схему сокращения выбросов и компенсации двуокиси углерода для международной авиации (Схема компенсации и сокращения выбросов углерода для международной авиации – CORSIA). Это историческое решение стало первым в истории случаем, когда одна отрасль мировой экономики согласилась ввести климатические меры. Сама отрасль в 2009 году впервые выступила с инициативой по созданию системы и с тех пор последовательно поддерживала ICAO в ее внедрении. Международные стандарты внедрения CORSIA были включены в качестве поправки к Чикагской конвенции, которая с 1 января этого года должна применяться всеми 192 странами, входящими в ICAO.

CORSIA предусматривает множество компенсационных мер, которые приносят социальные, экологические или экономические выгоды, поддерживающие устойчивое развитие. Финансовые отчисления от авиакомпаний могут быть использованы на различные проекты, таких как использование энергии ветра, солнца, озеленение, связывание метана и другие мероприятия по сокращению выбросов.

Согласно прогнозам, в период с 2021 по 2035 год программа CORSIA сможет предотвратить выбросы CO2 в размере 2,5 миллиарда тонн, что в среднем составляет 164 тонны CO2 в год — это эквивалент годовых выбросов CO2 во всех секторах экономики Нидерландов. В то же время CORSIA позволит создать климатические проекты на общую сумму 40 миллиардов долларов.

Более 40 авиакомпаний также предлагают своим пассажирам возможность участвовать в программах компенсации CO2. Хотя, по словам Майкла Гилла, директора по вопросам окружающей среды в IATA, все больше людей заявляют о желании участвовать в компенсационных программах, чем в конечном итоге принимают перевозчики, хотя простая возможность платить дополнительные сборы за то, чтобы сделать свой полет экологически нейтральным, очень важна для многих людей.

Отрасль соблюдает свои обязательства

Авиакомпании, связанные с IATA, уже обязались сократить выбросы CO2 на 50 процентов к 2050 году по сравнению с 2005 годом. Пока отрасль выполняет свои декларации. Первой заявленной целью отрасли было ежегодное повышение эффективности на 1,5 процента. В настоящее время среднегодовое повышение эффективности достигается на уровне 2,3 процента. Внедрение системы CORSIA важно для достижения второй стадии прекращения выбросов на том же уровне с 2020 года.

Авиация представит свои достижения

С учетом того, что принимается так много усилий по защите климата и с задокументированными конкретными достижениями в этой области, многие руководители авиакомпаний считают, что критика со стороны активистов является несправедливой. Как говорит Гжегож Микош, президент Kenya Airways, во время переговоров с авиационным рынком обсуждение шведской инициативы пересесть на поезда было самым жарким и самым продолжительным на заседании Совета. В результате был сделан вывод о том, что IATA должна более активно представлять свои достижения в области экологии.

Объявление о предоставлении информации общественности уже появилось во время инаугурационной речи 75-й Генеральной ассамблеи Ассоциации в Сеуле, которую произнес Александр де Жуняк, генеральный директор IATA.

«Общественная обеспокоенность проблемами окружающей среды усилилась во всем мире после публикации доклада ООН о последствиях несоблюдения целей Парижского соглашения. Наиболее серьезным отражением этого является ситуация в Северной Европе. Швеция, например, является родиной обструкции, кто путешествует по воздуху. Эти настроения, если их не остановить, будут расти и распространяться. Поэтому вместе со снижением уровня выбросов мы должны объединиться и представить наши действия более эффективно. Это означает, что мы должны представить гораздо лучше озвучивание нашей цели в 2050 году. Я хотел бы подчеркнуть, что я не предлагаю перенос проблемы. У нас есть цели, которых нужно достичь, и мы должны принять участие в нестандартном мышлении, чтобы выяснить, есть ли шанс сотрудничества с правительствами для достижения еще большего», – сказал де Жуняк.
Ограничение полетов не ответ на вызов

Глава IATA, как и руководители авиакомпаний, считают, что решение, предложенное активистами по пересаживанию на поезда, может принести больше вреда, чем пользы.
«Защита нашей планеты от трагических последствий изменения климата — наша обязанность. Некоторые говорят, что ответ на изменение климата — остановить или серьезно ограничить полеты. Это будет иметь серьезные последствия для людей, рабочих мест и экономики во всем мире. Это было бы шагом назад к изоляционизму обществ, которые станут беднее и более ограниченными», – утверждал де Жуняк.

«Я предлагаю, давайте работать вместе, чтобы сделать полеты более дружественными окружающей среде. Выбросы CO2 это проблема. Мы можем предпринять важные шаги, чтобы снизить их уровень. И мы не должны держать это в секрете», – обратился де Жуняк.
Обеспечение необходимости ведения диалога и открытой демонстрации достижений отрасли в области сокращения выбросов, о которых говорилось во вступительном слове Ассамблеи, были встречены недоверием в ходе брифинга для прессы, закрывающей мероприятие. Первым вопросом, который был задан руководителю IATA, был провокационный: «Вы отравители?» Александр де Жуняк на мгновение недоверчиво покачал головой, а затем спокойно, шаг за шагом, напомнил журналистам, находящимся в зале, об экологических мероприятиях, проводимых отраслью.

Андрей Бочкарев