F-35 Lightning II – рождение легенды

Зачем покупать бомбардировщики, истребители и машины поддержки конкретных типов войск, поскольку они могут быть оснащены одним самолетом — многозадачным? Наши эксперты предлагают читателям портала ознакомиться со статьей об основных положениях программы модернизации американской армии, которая привела к разработке F-35 Lightning II.

Первый полет прототипа F-35
Первый полет прототипа F-35

Когда Варшавский договор прекратил свое существование в 1991 году (в военном отношении в феврале и политически в июле), Соединенные Штаты могли определенно почувствовать себя победителем в холодной войне. Североатлантический альянс, лидером которого они были, выжил, а конкурент, объединивший под своими знаменами так называемые страны аутсайдеры с треском развалился. Однако одним из последствий падения «железного занавеса» было то, что американское общество хотело чувствовать эту победу в своих собственных кошельках и ожидало экономии расходов на армию. И как нация хотела, самые важным политикам в стране пришлось прислушаться к их мнению и инициировать соответствующие изменения. Их следствием в начале 1990-х годов стал отказ от программ модернизации вооруженных сил США, для которых сбережения были общим знаменателем. Что очень характерно, они были особенно заметны в авиации.

Причина кажется прозаической. Все типы американских вооруженных сил, за исключением военно-воздушных сил – ВВС США (по вполне понятным причинам), то есть сухопутных войск – армии США, морской пехоты – корпуса морской пехоты США, а также военно-морского флота – ВМС США, достаточно оперативны, не только потому, что у них есть собственный парк самолетов, но, что немаловажно, за десятилетия они определились, какой тип машины, какие параметры, какое оружие для них закупать. Конечно, это имело свои преимущества — командиры и солдаты получили именно те военные инструменты, которые ожидали, но это также вызвало огромные расходы. Разные типы самолетов различаются логистикой, другими запчастями, обслуживанием. И хотя во время холодной войны это не очень беспокоило публику, когда рухнул коммунистический блок и содержание армии уже обходилось дешевле, это стало одной из насущных проблем, которые необходимо решить.

Кооперация

Панацеей от этих болезней должно было стать объединение машин следующего поколения. На рубеже 1991 и 1992 годов в этом направлении были запущены две программы — стратегические с точки зрения американской авиации. Первым был проект Multi Role Fighter (MRF). Его наиболее важной целью было создание преемников самолета F-16 Fighting Falcon, используемого ВВС США, за которым следовали машины A-10S (ВВС США) и флот N/F-A-18C/D. Согласно первоначальным планам, MRF должен был быть однодвигательным, похожим по размеру на F-16, пилотируемый одним человеком. Стоимость самолета должна была составить от 35 до 50 миллионов долларов. Надзор за программой был возложен на Центр авиационных систем (ASC), расположенный на авиабазе Райт-Паттерсон в Огайо.

Вторым был проект A-X (Advanced-Attack), который в конце 1992 года, после добавления новых эксплуатационных требований, изменил свое название на A / F-X (Advanced / Fighter-Attack). Первоначально целью A-X была разработка преемника штурмовых машин A-6, используемых ВМС США. Первоначальные требования для этого самолета предполагали, что это будет двухмоторный проект, пилотируемый двумя летчиками, с возможным длительным временем полета, свойствами скрытности от радаров противника и усовершенствованной авионикой. Затем вышли на передний план американские правила жесткой экономии, и A-X должен был стать машиной не только для моряков, но и военно-воздушных сил США, заменив в первую очередь F-111, а в долгосрочной перспективе – F-15E и F-117A. Было добавлено требование к высокой маневренности и использованию полного спектра оружия (от ракет класса “воздух-воздух”, и ракет для уничтожения радаров до бомб). Именно тогда название было изменено на A/F-X.

Проект A / F-X, в отличие от MRF, который никогда не выходил за рамки концептуальной фазы, получил первые тендерные решения. В конце 1991 года Пентагон подписал с пятью консорциумами: Grumman–Lockheed–Boeing, Lockheed–Boeing–General Dynamics, McDonnell Douglas–Vought, Rockwell–Lockheed, а также General Dynamics–McDonnell Douglas–Northrop, контракты на сумму 20 миллионов долларов для первоначального проекта нового самолета. К сожалению, до того, как консорциумам удалось справиться с поставленной задачей (у них было время до конца 1992 года), на американские власти решили заморозить все авиационные проекты (включая MRF). В результате обзора «снизу вверх» (BUR), проведенного министерством обороны для адаптации армии к новым вызовам после распада Советского Союза, в 1993 году было решено окончательно закрыть проекты A/F-X и MRF. На их месте в 1994 году была запущена программа Joint Advanced Strike Technology (JAST).

Поиск пути

Следует четко подчеркнуть, что, в отличие от MRF и A-F/X, JAST не была классической программой исследований и разработок самолетов, но скорее это проект, поддерживающий разработку технологий и решений, которые могли бы помочь в его создании через некоторое время. Он определил, что в результате к концу девяностых будут созданы три варианта самолетов. Первым должен был стать классический самолет для ВВС. Второй, то есть палубный, предназначался для ВМС США. Третий, с вертикальным взлетом и посадкой, должен поддержать морскую пехоту и британскую армию. Интересно, что точно такой же была цель (и свойства) самолета, над которым Lockheed работал с 1987 года для Агентства перспективных исследовательских проектов (сегодня DARPA). В 1993 году программа сменила название на «Common Affordable Lightweight Fighter» (CALF). Два года спустя, в 1995 году, Пентагон решил закрыть этот проект и объединить его с JAST.

Тогда же было решено, что JAST будет преобразован в классическую программу разработки самолетов нового типа. Главное, это должен был быть международный проект. Еще до того, как его название было официально изменено на Joint Strike Fighter (JSF) в июне 1996 года, осенью 1995 года Соединенное Королевство подписало соглашение с США, согласно которому за 200 миллионов долларов (или 10 процентов от стоимости концептуального и демонстрационного этапа) и стало акционером всего проекта JSF. Два года спустя, в 1997 году, к программе JSF присоединилась Канада. Правда северный сосед США объявил о взносе «всего» 10 миллионов долларов.

Чтобы бороться за многомиллиардный заказ, (только армия США хотела купить более 3000 различных версий нового самолета и можно было рассчитывать на крупные заказы из-за рубежа) в очередь встали четыре американских авиационных компании: McDonnell Douglas, Northrop Grumman, Lockheed Martin и Boeing. В ноябре 1996 года Министерство обороны США объявило, что контракты на сумму 750 миллионов долларов США (каждый) на разработку демонстраторов летных технологий (две единицы) будут переданы Lockheed Martin и Boeing. Первая машина получила обозначение Х-35, а вторая Х-32. Классические версии самолета должны были быть отмечены дополнительной буквой A, то есть X-35A или X-32A. Версии вертикального взлета и посадки — буквой B, то есть X-35B и X-32B соответственно, а палубные версии — буквой C, то есть X-35C и X-32C.

Требования, которые военные предъявляли к промышленности в отношении новой машины, были вполне понятны. Ожидалось, что это будет самолет с одним двигателем, пилотируемый одним человеком, обладающий максимально широким диапазоном вооружений с одновременными высокими способностями скрытности, то есть уменьшенной возможностью радиолокационного обнаружения. В контексте предполагаемых задач — воздушного боя, бомбардировок, а также поддержки наземных и морских операций, выдающихся и уникальных пилотажны характеристик от машины не ожидалось. Самолет будущего должен был быть в первую очередь достаточно универсальным, чтобы подходить для всех типов вооруженных сил.

Победитель – X-35

В октябре 2001 года Пентагон объявил, что победителем тендера стал проект, предложенный Lockheed Martin, то есть самолет, получивший обозначение X-35. Что заставило принять такое решение? Заместитель министра по вопросам закупок, технологий и логистики США Эдвард С. Олдридж-младший, объявивший результаты тендера, подчеркнул, что обе машины отвечают основным техническим требованиям. И одним из наиболее важных факторов, определяющих победу Х-35, были финансовые вопросы, т.е. гарантии производителя относительно цены финальных серийных моделей каждой версии.

Эксперты отрасли, однако, отмечают, что технический успех конструкции Lockheed Martin также определялся техническими аспектами, которые непосредственно влияли на эксплуатационное использование самолета. Х-35 был намного лучше, чем его конкурент, среди прочих параметры “невидимости” радара, то есть меньшая отражающая поверхность. У него была большая масса полезного груза (он мог взять больше оружия), а также он был оснащен более совершенными сетевыми системами поддержки, что позволило, среди прочего, помощь боевым силам в море или на суше. И этот аспект имел большое значение для армии США и ВМС США.

Партнерская система

После того, как Пентагон указал победителя тендера, к Великобритании и Канаде в качестве партнеров программы присоединились другие страны — Дания, Норвегия, Италия, Турция, Австралия и Нидерланды. Однако они не приобрели таких прав, как Великобритания, которая с взносом в 2 миллиарда долларов была (и остается) единственной страной в называемом первом уровне. Только две страны получили статус «второго уровня» – Италия (с взносом в 1 миллиард долларов США) и Нидерланды (около 800 миллионов долларов США), в то время как «третий уровень» состоял из Турции, Австрии, Норвегии, Дании и Канады. Указанные суммы являются приблизительными, поскольку официальный взнос Турции в JSF составил 175 миллионов долларов США, и в недавних заявлениях президент страны пригрозил отказаться от покупки F-35 и потребовать возмещения до 1 миллиарда долларов своих собственных расходов, что может отражать реальный вклад этой страны в программу.

Участие турецких компаний в производстве F-35
Участие турецких компаний в производстве F-35

Что получают страны-партнеры в программе JSF? Одним словом, можно сказать – участие в производстве. Их чем больше доля, тем больше. Что касается Великобритании, то компании из этой страны обеспечивают около 15 процентов поставок компонентов самолета, в том числе задней части фюзеляжа, топливной системы, силовой установки для версии F-35B, спасательной системы и будут отвечать за интеграцию британского вооружения.

От планов до спецификации

Опытный образец F-35A был впервые показан публике в феврале 2006 года. Через полгода самолет получил отличительное название Lightning II. Машина длиной 15,67 м, размахом крыльев 10,67 м (с площадью поверхности 42,70 м²) и высотой 4,38 м была оснащена радиолокатором AESA AN/APG-81 и оптоэлектронной системой самообороны от ракет и наблюдения за надводными кораблями AN/AAQ-37 (все компоненты производства Northrop Grumman), авионикой и системой наведения AN/AAQ-40 от Lockheed Martin, а также электронный боевой пакет AN/ASQ-239 Barracuda от концерна Bae System. Версия F-35B, то есть с вертикальным взлетом и посадкой, была представлена два года спустя, в 2008 году, а палубная модель F-35C – в 2010 году. Момент прорыва, то есть прием на вооружение в ВВС США первого самолета F-35, конечно же, в версии А, состоялся 14 июля 2011 года. Год спустя первая серийный F-35B поступил в строй, но не в корпусе морской пехоты США, а в британской армии. В 2013 году произошел последний из прорывных моментов программы F-35 – палубный истребитель F-35C был передан ВМС США.

В настоящее время выпущено 400 самолетов F-35 (в трех версиях), и машинами были оснащены армии США, Великобритании, Австралии, Италии, Японии, Израиля, Голландии, Турции, Норвегии и Кореи.

Могут ли появиться конкуренты F-35A? Очевидно, что нет. Самолет создавался совместно силами промышленно-развитых стран и использует самые передовые технологии и опыт в производстве компонентов каждой отдельной страны. Финансово под силу создание аналога теоретически только Китаю, но он не обладает достаточным уровнем технологий. Современный боевой самолет такого класса – комплекс лучших доступных немногим отдельных решений. Теоретически можно создать самолет с лучшими пилотажными характеристиками, но уже он не будет обладать универсальностью и в условиях реальных боевых действий окажется верткой, но безоружной игрушкой, неспособной нанести урон противнику.

Андрей Бочкарев