Из металлолома в перевозчики марихуаны, затем опять на слом и тематический бар: сага о Constellation

Невероятная история классического самолета, который с большими приключениями дожил до пенсии.

После довольно напряженной оперативной жизни классический Constellation воспользовался свои законным правом выхода в отставку в качестве бара при недавно открытом отеле TWA в аэропорту им. Джона Ф. Кеннеди в Нью-Йорке. Мало кто мог себе представить, что история нынешнего борта N8083H состояла из таких этапов, как спасение от сдачи в металлолом, полеты с торговцами наркотиками, десантирование тонн марихуаны и триумфальный парад по улицам Нью-Йорка, включая знаменитый Тайм-сквер.
Constellation был выпущен по заказу TWA, но вскоре Pan Am заметила качества модели и, кроме того что сделала еще больший заказ, чем конкурент, предложила несколько улучшений модели. В послевоенный период появился Starliner, версия с большей дальностью и производительностью. В этих условиях и родился борт N8083H.

Удобная и роскошная внутренняя конфигурация TWA включала в себя салон и бар
Удобная и роскошная внутренняя конфигурация TWA включала в себя салон и бар

Произведенный Lockheed в 1958 году для Linee Aeree Italiane, самолет получил итальянскую регистрацию I-LIRA, но компания приостановила свою регулярную деятельность за несколько месяцев до прибытия самолета, что сделало невозможным его ввод в эксплуатацию. В апреле он был продан TWA, который в то время соперничал с не менее мощным Pan Am, лидировавшим на рынке международных полетов США. Обе компании изо всех сил пытались состязаться на межконтинентальных маршрутах, особенно на рейсах через Северную Атлантику, связывающих Соединенные Штаты с Европой. Получив регистрационный N8083H, Constellation поступил в авиапарк TWA в мае 1958 года, но летал только до декабря 1960 года, когда реактивные авиалайнеры уже начали вытеснять старые четырехмоторные поршневые самолеты на пассажирских рейсах.

Спасенный из металлолома

Тем не менее, его хорошая грузоподъемность сделала его одним из Starliner, переоборудованных транспортной воздушной службой Lockheed. В марте 1961 года он вернулся в TWA, теперь уже как грузовой, где у него снова была короткая карьера, и в апреле следующего года его взяли напрокат в авиакомпанию Alaska Airlines, где он оставался на службе, обычно летая между Сиэтлом (на западном побережье) и Аляской до мая 1967 года.
Более 18 месяцев он служил источником запчастей для других Constellation, постепенно истощаясь в Сиэтле. Самолет уже был близок к тому, чтобы быть списанным на металлолом, когда его хорошее состояние было замечено, что и спасло его от отправки в переплавку. В декабре 1968 года он был вновь собран, переработан и получил свое первое необычное предназначение: самолета-заправщика.

N8083H в Прествике, Шотландия, май 1962 г

Если вы думаете, что жизнь N8083H стала скучной, то его приключения только начинались. Обычно военные самолеты переоборудуются в заправщики в полете, но в этом случае миссия была ближе к обычной автоцистерне. Да, он только перевозил топливо по воздуху. В то время, когда сухопутных дорог было мало, многие регионы в Канаде и на Аляске снабжались авиационным и автомобильным топливом по воздуху, что до сих пор является обычным явлением в некоторых местах в мире.

Constellation были основными транспортировщиками топлива на Аляску до 1970-х годов
Constellation были основными транспортировщиками топлива на Аляску до 1970-х годов

В ноябре 1968 года Red Dodge Aviation продала самолет на заключительном этапе преобразования в компанию Prudhoe Oil Distributing Company, которая выпускала специальный бензин и дизельном дизельное топливо. В 1972 году из-за нефтяного кризиса в сочетании с улучшением наземных путей сообщения с Аляской самолет был заземлен и остался в Анкоридже, главном городе Аляски.

Два года спустя, в результате переговоров с Westair, самолет был доставлен в Кенай, также на Аляске, где он хранился зимой 1974-1975 годов. Затем он был продан Onyx Aviation в ноябре 1975 года, но спустя два месяца самолет вернулся в Кенай из-за отсутствия оплаты. Четыре года спустя, уже нуждаясь в серии ремонтов и технического обслуживания, он был продан всего за 150 долларов (что эквивалентно 527 долларам в 2019 году).

Десант марихуаны

Попытки его выгодно перепродавать предпринимались затем неоднократно и безрезультатно, до 1983 года, когда одним из анонимных покупателей топливные цистерны были сняты, а внутреннее пространство было приспособлено для перевозки …. тюков с марихуаной! Задняя грузовая дверь была модернизирована, что позволило ей плавно открываться в полете и закрываться. Самолет на малой высоте летал на Карибы между Чендлером, Аризоной и Южной Америкой, собирая тюки с наркотиками, а затем бросал их в стратегические точки, где их ждали торговцы.

Во время одного из таких полетов в середине августа 1983 года он приземлился в аэропорту Колумбии, где выкатился за взлетно-посадочную полосу, повредив шасси и винты. После чего отремонтирован и доставлен в Сан-Педро-Сула, Гондурас. По какой-то причине, как только самолет прибыл, его задержали в аэропорту и он оставался до 1986 года. После технического обслуживания, которое заключалось только в определении летной годности, самолет перевели в Оберн-Льюистон, штат Мэн, на северо-востоке США.

Назад в Соединенные штаты

В процессе технического обслуживания был обнаружен обширный процесс коррозии крыльев. Реставрированный только для статических выставок, самолет находился в аэропорту в качестве памятника, пока в 2006 году не был куплен бизнесменом из Флориды. Самолет был демонтирован и доставлен собственнику на место недалеко от аэропорта, но в результате новой отмены сделки самолет вернулся к своему бывшему владельцу, который начал вести переговоры с Lufhtansa. Немецкая компания приобрела N8083H и два других Constellation исключительно в качестве источника деталей для реставрации L-1649 Starliner. И опять Constellation N8083H стал донором для других самолетов.

Король Нью-Йорка
Близкий к утилизации N8083H был спасен от сдачи металлолом снова. И на этот раз он был восстановлен только для статического показа и после того, как полностью покрашен и проинспектирован, самолет был разобран и отправлен в Нью-Йорк. Транспортировка автомобильным транспортом проходила по главным районам города, таким как Таймс-сквер, в аэропорт имени Джона Кеннеди, где он был собран на территории бывшего пассажирского терминала TWA.
Терминал был преобразован в тематический отель, а самолет был воссоздан в качестве бара в стиле 1950-х годов. Таким образом, N8083H вернулся в терминал, где в течение нескольких лет он напряженно работал на сложных рейсах в Европу и Америку. Мало кто из посетителей представляет какие многочисленные приключения пережил самолет, что между его последним полетом в терминал TWA и его окончательным возвращением.

Андрей Бочкарев