Junkers Ju-52 – самолет переживший время

После трагической катастрофы в Швейцарских Альпах исторического Junkers Ju-52 с пожилыми любителями авиации на борту, читатели нашего портала заинтересовались этим примечательным самолетом, который с начала 30-х годов прошлого века дожил до наших дней и сохранил летную готовность. Ниже приводится краткий исторический очерк об этом самолете.Junkers Ju-52 был продолжением самолетов от компании Junkers, представляющим собой цельнометаллический низкоплан, покрытой гофрированным листом. Прямым предшественником был Junkers W.33. Junkers Ju-52 создавал инженерный коллектив под руководством Эрнста Зинделя. Волнообразная обшивка придавала отличную жесткость всей структуре.

 Свой первый полет прототип с обозначением Ju-52/1m совершил 13 октября 1930 года. Первоначально самолет имел один двигатель, расположенный в передней части фюзеляжа. Сначала это был четырехтактный BMW V-12 с жидкостным охлаждением. Затем использовались собственные двигатели Junkers, также с жидкостным охлаждением, которые были взаимозаменяемы с BMW V-12.

Позже, по образцу компании Fokker, самолет получил силовую установку, состоящую из трех двигателей. Под обозначением Ju-52/3m он был облетан 7 марта 1932 года. На прототип были установлены звездообразные двигатели Ratten Hornet от Pratt & Whitney. Затем появились двигатели BMW 131.

Серийное производство продолжалось с 1931 по 1945 год в Германии, а с 1945 года – во Франции (до 1947 года) и Испании (до 1952 года). Всего было построено 4 845 единиц.

В качестве силовой установки обычно использовались двигатели BMW. Во время войны качество двигателей непрерывно ухудшалось из-за высоких темпов производства. Поэтому они часто выбрасывали масло. Из переднего двигателя масло часто попадало на передние окна кабины. Если этого не происходило, то могло означать, что масло закончилось. Junkers Ju-52/3m изначально оснащались двигателями BMW 131 мощностью 600 л.с. Позже устанавливался двигатель BMW 132 мощностью 770 л.с. или более мощный – 830 л.с. Экспортные модели были также оборудованы двигателями Pratt & Whitney R-1340 мощностью 447 кВт (600 л.с.) или Bristol Pegasus VI мощностью 578 кВт (775 л.с.).

Аэродинамические параметры не были выдающимися из-за высокого сопротивления гофрированной обшивки. Максимальная скорость – 305 км / ч, дальность полета 1 300 км, практический потолок – до 5500 м.

Junkers-52/3m был типичным грузо-пассажирским самолетом того времени. Несмотря на это, на некоторых экземплярах немцы установили ряд вооружений для защиты в виде пулеметов MG 131 калибра 13 мм или MG-15 калибра 7,92 мм. Их устанавливалось по 2-4 штуки, на боковых турелях и на открытой площадке в хвостовой части фюзеляжа. Во время нападения на Польшу в 1939 году самолеты Junkers Ju-52/3m также служили бомбардировщиками. Бомбы выбрасывались вручную солдатами через боковой люк.

Junkers Ju-52/3m – был настоящей рабочей лошадкой Люфтваффе. Он выполнял любые задачи: сбрасывал парашютистов, возил грузы, снаряжение, вооружение, раненых. Кроме того он использовался как представительский самолет для высоких сановников Третьего Рейха. На жаргоне его называли «Тетя Ю» или «Металлическая Анна». Junkers Ju-52/3m преодолевал маршрут Берлин-Рим за 8 часов. Как правило, он брал на борт 17 пассажиров.

Первое боевое применение самолета Junkers J-52/3mde с поплавковым шасси состоялось в 1932 году вооруженными силами Колумбии в войне с Боливией.

В 1934 году компания Junkers получила секретный приказ построить военную версию для специальных задач и бомбардировщик. Последняя версия рассматривалась как переходный вариант до внедрения в производство новых бомбардировщиков. Самолет брал 1500 кг бомб в двух кассетах. Этот самолет оснащался оборонительным вооружением. Оно устанавливалось по бокам, сзади и в полу в виде гондолы. Из-за неудачи программы Dornier Do 11 использование Junkers Ju-52/3m в качестве продолжалось довольно длительное время. Поэтому эти самолеты участвовали в бомбардировке польско-литовского Содружества, а также в гражданской войне в Испании.

Уже в 1939 году самолет Junkers Ju-52 был технически устаревшим. Однако из-за его простоты, низких эксплуатационных расходов и высокой надежности он поставлялся в Люфтваффе на протяжении всей Второй мировой войны. За это время было построено около 2900 самолетов, из которых около 200 сохранились до мая 1945 года.

Во время Второй мировой войны немцы использовали для производства собственных самолетов различные авиационные заводы оккупированной Европы. Например, на Manfred Weiss в Венгрии было построено 24 единицы Ju 52/3m, но на французском заводе Amiot в Коломб, переименованном в Ateliers Aeronautiques de Colombes (AAC) было выпущено уже 602 таких самолета с двигателями BMW 132 от компании SNECMA. После войны было произведено еще 415 экземпляров под обозначением AAC.1 Toucan. Выпуск продолжался с 1945 по 1949 год. Эти самолеты использовались французскими ВВС во время конфликтов на Мадагаскаре, в Индокитае и Алжире в 1947-1960 годах. С 1945 по 1952 год Ju 52/3m выпускался под маркой CASA C.352-L испанской компанией Constructiones Aeronauticas SA (CASA). Было построено около 170 самолетов.

Андрей Бочкарев