Как будет развиваться деловая авиация Европы в 2019 году

Наступивший год обещает быть прогрессивным для деловой авиации Европы. Прошедший 2018-ый стал переломным, и возросший спрос на частные перелеты направил вектор на эффективное развитие для операторов данных услуг. Основатель и генеральный директор ведущей европейской авиационной брокерской компании AVIAV TM (Cofrance SARL) Виталий Архангельский рассказал о ключевых факторах, повлиявших на процесс, а также о перспективах обновления и расширения сегмента. Ниже мы приведем фрагменты его обширного интервью.

О слиянии и поглощении

«Большие перемены грядут, и наша компания Кофранс САРЛ к ним готова. В новом году мы ожидаем в первую очередь изменения внутри самой отрасли. Уже сейчас активно идет процесс консолидации: происходят слияния компаний и поглощение крупными игроками рынка более мелких. Это выгодно и операторам, и клиентам. Небольшим чартерным брокерам будет проще развиваться внутри единого комплекса взаимосвязанных услуг, а заказчики не станут гадать, кому доверять и куда лучше обратиться. Процесс объединения набирает обороты, я не исключаю возможности последующей авиационной глобализации».

«Еще мы ждем усиления государственного регулирования чартерных перелетов. Это может повысить сложность организации частных рейсов, а, следовательно, и увеличить и цены на них. Свою роль сыграет выход Британии из Евросоюза, если он все же произойдет. Все это как нельзя лучше способствует консолидации европейских компаний и выработке совместной стратегии действий».

Веяния из Северной Америки

«Еще одно веяние пришло к нам из Соединенных Штатов, где повсеместно начинают требовать наличия на борту ADS-B – технологии получения точной аэронавигационной информации летчиками и диспетчерами. Это весьма полезное введение, но оно недоступно автопаркам со старыми воздушными судами, а внедрение систем стоит немалых средств.

В Европе мы ожидаем массового внедрения ADS-B в 2020 году, хотя большинство самолетов, предоставляемых AVIAV TM, уже имеют подобное оснащение. В целом данное требование существенно повлияет на цены: чтобы обновить бортовое оборудование, операторы будут вынуждены дороже продавать рейсы».

«Из Северной Америки пришли в Европу и экологические инициативы. Сегодня все ведущие авиакомпании стремятся перейти на энергосберегающие технологии, системы борьбы с вредными отходами, оборудование компенсации выбросов. Любые инновации в этой области приветствуются и активно внедряются и поощряются. Штрафы за загрязнения окружающей среды постоянно растут, и это естественная тенденция».

«В связи с этим сегодня повышенное внимание уделяется самолетам,  работающим на электричестве. В этот сектор их разработки и усовершенствования вкладываются гигантские инвесторские средства. А значит, такие воздушные суда начнут заменять обычные джеты, что впоследствии приведет к полному обновлению авиапарков.

Ожидаемые реактивные модели

«Впрочем, пока рынок завоевывают Embraer и  Cessna. Оба знаменитых производителя выпустили по суперджету средней дальности, которые составят достойную конкуренцию Bombardier Challenger 350. Сейчас это самые востребованные частные самолеты. Новые модели наверняка быстро завоют доверие клиентов, у нас, во всяком случае, они вопросов не вызывают. А конкуренция на рынке – это всегда хорошо, это развитие».

«В 2018 году неспроста много шума поднял возобновленный рейс «Сингапурских авиалиний» в Нью-Йорк. Во всем мире наблюдается тенденция возрастания интереса к дальним перелетам. В деловой авиации их выполняют модели Gulfstream, но в наступившем году и у них появится достойный соперник. Возможно, Bombardier потеряет часть заказчиков Challenger, но зато обретет клиентов дальнемагистральных Global 7500, которых все с нетерпением ожидают. В целом же трансатлантические рейсы набирают обороты: клиенты уже не хотят делать пересадку в пути, – намного удобнее и быстрее прямой перелет. Кажется, скоро заработает принцип «чем дальше – тем лучше». Пока мы не видим объективных причин к заметному росту стоимости дальних рейсов, более вероятен скачок цен на авиапутешествия внутри Европы».

Электронные сервисы

«Еще одна тенденция в деловой авиации, которую, впрочем, новой не назовешь, – это массовое внедрение современных коммуникационных средств. Сегодняшние клиенты справедливо хотят, чтобы все необходимые сервисы были под рукой, а частный самолет можно было заказать нажатием нескольких кнопок. Мы разработали специальное приложение для iPhone – «Авиа-Чартер», которое решает подобные задачи. Больше клиентам не нужно обращаться к менеджеру: он сам может арендовать понравившуюся модель и тут же оплатить ее. Подобные задачи решают все ведущие чартерные операторы, а цель – обеспечить круглосуточную поддержку и оптимизировать временные затраты клиентов. Роль играет и психологический фактор – заказчика настораживает, если авиационный брокер не использует последние разработки».

Что еще ждать деловой авиации в 2019

«На общее количество заказов и выбор воздушных судов в 2018 году повлияли природные катаклизмы. Увеличилось число заказов на перелеты в сложных погодных условиях. Это закономерно: когда обычнее пассажирские рейсы отменяются или задерживаются, частные – учащаются. В деловой авиации большой выбор воздушных судов, способных противостоять стихии, а также пилоты – асы. Многие самолеты и вертолеты специально созданы для борьбы с катаклизмами, тушения пожаров, а кроме того при бедствиях максимально задействована санитарная авиация. Полагаю, что в связи с прогнозами синоптиков, в наступившем году тенденция сохранится, подобные перелеты будут востребованы».

«А вот что себя не оправдало, так это идея продавать чартеры по частям, то есть для не связанных между собой пассажиров. Она обрела незначительное количество приверженцев для перелетов Empty Legs, но на том дело и кончилось. Все же клиенты частной авиации жаждут полной приватности и конфиденциальности. Впрочем, пока от версии продаж «по креслам» не отказались окончательно, поскольку она имеет некоторые преимущества. Возможно, придумают способ привлечь клиентов, чтобы окупить вложенные средства, хотя в это слабо верится. В любом случае AVIAV TM (Cofrance SARL) не против подобных нововведений, – лишь бы это нравилось заказчикам».

Автор – Николай Данилов