Как на нас зарабатывают авиакомпании и как не попасть впросак?

Как на нас зарабатывают авиакомпании и как не попасть впросак?

Скандалы при вносе багажа на борт самолетов Ryanair, как это недавно произошло на рейсы в израильские аэропорты, – не редкость. Авиакомпании изыскивают возможности, чтобы заработать на пассажирах не только продавая им билеты.

Как на нас зарабатывают авиакомпании и как не попасть впросак?


Острая конкуренция на рынке заставляют перевозчиков показывать низкие тарифы. Они стали возможны благодаря тому, что перевозчики вводят все больше платных услуг и товаров. В текущем году на авиационные путешествия пассажиры потратят 891 миллиард долларов США – на 74 миллиарда больше, чем в прошлом. Это следует из прогноза, сделанного Всемирной Ассоциацией авиационных перевозчиков (IATA). В 2017 сумма составляла 787 млрд, из которых 81 млрд (!) авиакомпании заработали на дополнительных услугах, т.е. более 10 проц.

Air France и ее дочерняя KLM ввели тарифы, позволяющие путешествовать только с ручной кладью. Вроде бы ничего не изменилось. Как бы не так! Ибо сейчас работники авиакомпании более, чем когда-либо ранее, скрупулезно взвешивают и измеряют сумки пассажиров перед их входом на борт. Мало радости в том, что наш багаж не был досмотрен или взвешен во время регистрации, тем более – все чаще мы проходим ее самостоятельно. Не только в Париже, но и в других французских аэропортах, прежде чем пройти регистрацию, нужно положить на весы все, что мы хотим взять на борт, и уже не проходят уловки с ноутбуком подмышкой. Все, что имеется, должно весить 12 кг и не более. В противном случае пассажира отправляют к стойке оплаты перевеса, чтобы заплатить разницу в тарифе. И то не маленькую.

Нужно также иметь в виду весовой контроль и обмер ручной клади во время пересадок. Аэропорт Амстердама известен тем, что в залах вылета, непосредственно перед выходом в гейт, появляется работник авиакомпании с весами, а на входе в самолет – шаблон для обмера. Понятно, что это означает для тех, которые считали, что если им удалось пронести большой багаж на предыдущий рейс, то получится и на следующем.

В германских аэропортах не является редкостью также контроль числа ручной клади, которую пассажир желает взять на борт. Дополнительной единицей считается даже пакет с покупками из магазина беспошлинной торговли, если его размеры привлекают внимание. Авиакомпании заботятся о прибыли и не только получаемой с дополнительных оплат для пассажиров. Она зависит еще и от того, как быстро они поднимутся на борт и воздушное судно будет готово к взлету. Долгое время ожидания, пока пассажиры уложат багаж, означает задержку вылета, в экстремальных условиях – даже потерю слота, т.е. выделенного и выкупленного за миллионы евро или долларов временного интервала для выполнения операций в аэропорту.

Air France является также одним из очередных перевозчиков, которые ввели платную еду. Бесплатно пассажир получает только пакет чипсов или шоколадный батончик, а за набор «la carte», которого ранее не было в эконом-классе, уже надо платить. Можно еще выбрать другой вариант – доплатить и насытиться тем, что подают бесплатно пассажирам в бизнес-классе. Питание от Marks&Spencer с прошлого года можно покупать в самолетах British Airways. За алкоголь взимается оплата уже в большинстве авиакомпаний. Даже в таких, как Emirates в эконом-классе – за шампанское. Пока только Qatar Airways, несмотря на серьезные проблемы после введения против Катара арабскими странами политического и экономического эмбарго, поддерживает стандарт, некогда введенный ближневосточными авиаперевозчиками.

В противоположенном направлении движется польская компания LOT, которая во время трудной реструктуризации ввела платное питание и напитки на ближнемагистральных рейсах, а теперь начинает раздавать бесплатно. Началось это с воды (сначала негазированной), потом появился бесплатный чай и кофе. Немного позднее на дальнемагистральных рейсах стали бесплатно давать вино и пиво. И перевозчик обещает очередные шаги в этом направлении.
Рост расходов населения на авиационные путешествия включает также оплату за доступ к Интернет, который вводят очередные авиакомпании. Обычно это составляет 10 долларов за 2,5 часа.

В самолетах становится все теснее. Перевозчик начинает зарабатывать, когда рейс наполнен более, чем на 70 процентов. В то же время, как следует из анализа IATA, большинство самолетов в Европе наполнены всего на 85 проц.

Этот год может стать временем роста расходов авиакомпаний. Дороже становится топливо, так как нефть уже по 70 долларов, в то время как в прошлом году средняя цена барреля была всего 55. Увеличиваются расходы и на содержания персонала, который видел в прошлом растущие доходы перевозчиков и оказывает давление на перевозчиков, требуя повышения зарплаты. Между тем прибыль с одного перевезенного пассажира не поражает воображение – в Европе это всего 9,99 доллара, в Латинской Америке – 3 доллара, 2,65 – в азиатско-тихоокеанском регионе. Таковы данные IATA. Больше всего на путешественниках зарабатывают американцы, которые довели систему дополнительных оплат и всю организацию полетов до совершенства, – 16,67 доллара.

При этом прибыли перевозчиков в этом году должна вновь вырасти. В Европе она составит 11,5 млрд долларов, против 9,8 млрд в 2017-м, в Северной Америке – 16,4 млрд, на Ближнем Востоке – 600 миллионов, в азиатско-тихоокеанском – 9 млрд, против 8,3 млрд в прошлом году. Но это пока не означает, что билеты могут подорожать. Скорее всего просто будет меньше кампаний по продаже дешевых. Отсюда один вывод: билеты стоит резервировать заранее и с особой тщательностью упаковывать свой багаж или ручную кладь.