Новости деловой авиации - как правильно выбрать подержаный самолет

Как правильно выбрать подержанный самолет?

Существуют тысячи  пособий на тему как выбрать подержаный автомобиль, но в случае с частными самолетами все выглядит иначе. Несколько недель назад единственный польский пилот в  соревнованиях  Red Bull Air Race, Лукаш Чепела вынужден был слетать за океан, чтобы осмотреть, протестировать и купить свой первый самолет. Корреспондент портала aviav.ru  встретился с ним, чтобы получить ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, собирающихся сделать свой первый шаг в небо на собственном самолете.

Новости деловой авиации - как правильно выбрать подержаный самолет
Двухместный акробатический Edge

Лукаш Чепела пролил свет на некоторые особенности, связанные с выбором частного самолета. Несмотря на то, что речь пойдет об акробатическом воздушном судне, все сказанное в полной мере относится к любому другому, предназначенному для частного использования.

Какая степень допуска нужна для полетов на акробатическом самолете? 

В теории достаточно пилотской лицензии  PPL (начальная лицензия, т.н. «туристическая»).  Я начал летать на «акробате» за несколько часов до завершающего экзамена. Все зависит от способностей пилота. Курс обучения полетов на акробатическом самолете проходит быстро. При желании через месяц после получения «туристической»  лицензии  уже можно летать на «акробате».

Сколько стоит акробатический самолет?

Мы хотели двухместный поэтому было всего два варианта  – Extra и Edge. Extra начала 2000-х годов можно купить за  160 000 евро, новая стоит  350000.  За новый  Edge  требуется  выложить около 500 000 долларов США. Однако двухместных вариантов этой марки уже давно не производят.   Поскольку Extra  – довольно тяжелая машина, я решил, что лучшим выбором будет   Zivko Edge 540,  тем более – в  Red Bull Air Race они уже летают в одноместном варианте. Кроме того, двухместный   Edge имеет параметры близкие к одноместной  Extra  и вообще является более удачным самолетом.

Какая разница между двухместным и одноместным акробатическим самолетом, кроме очевидной в количестве мест? 

Двухместные имеют несколько больший размах крыльев, чтобы компенсировать вес второго пилота. В то же время пилотажные свойства очень похожи.  Следует отметить, что двухместный  Edge сложен для посадки. В  Extra, являющегося  низкопланом, крыло расположено внизу фюзеляжа.  Конструкторы  Edge разместили пилота по оси крыла. Благодаря этому  данный самолет легко выполняет маневры, фигуры фристайла и даже крутит «бочки».  В воздухе он является совершенным самолетом, но если речь вести о приземлении… Если ли бы мне пришлось одолжить самолет своим коллегам, то знаю только двух таких, которым мог бы его доверить. Я сам первые свои четыре посадки был вынужден прерывать и уходить на второй круг. Крыло и капот двигателя закрывают все.   С таким же успехом можно садиться с закрытыми глазами. Надо быть опытным пилотом, чтобы совершать им безопасные приземления. Есть конечно небольшие лючки в полу, но они не спасают, тем более у меня пока не выработалась привычка смотреть в пол при посадке.   В одноместных самолетах Edge обзор лучше, так как пилот сидит на бол метра ближе к носу и немного выше крыла. В двухместных на этом месте сидит пассажир.

Где искать подержаный самолет?

Через знакомых.  Мирок авиаторов не такой большой и все друг друга знают. Где и что продают всегда можно узнать через друзей или коллег, как и  их мнение о той или иной машине. Кроме того, существует несколько специализированных интернет-порталов, где выставляют продаваемые самолеты.  Стоит туда заглядывать, чтобы иметь понятие о том,  что и по какой цене есть на рынке. Но в случае с таким специализированным самолетом как Edge,  то здесь я полагался на информацию и мнение коллег.   

Как ты выбрал свой?

Если говорить о  Edgе,  то следует отметить, что было построено  всего 7 штук двухместных  самолетов этой модели. Осталось всего 5, так как 2, к сожалению, разбились. Из тех 5 долгое время ни один не был  выставляем на продажу. Неожиданно, в тот момент когда появился вариант, нашелся и спонсор и бюджет, причем было сразу три варианта.  Один  в Венгрии, другой в Австрии и третий – в Мексике. Оказалось, что находящийся в Австрии имел проблему с двигателем и потреблял много масла, к тому же он был дорог. Вариант из Венгрии  долгое время использовался в  акробатическом классе «unlimited», т.е. наиболее трудных условиях и был уже «уставшим».  Находящийся в Мексике, был одними из последних произведенных двухместных самолетов  Edge, т.е. был сравнительно современным. У него был отличный двигатель  Lycoming  в форсированном варианте мощностью около 350 л.с.  Поэтому мой выбор пал именно на него.

На что следует обращать внимание при покупке подержаного самолета? Куда стоит заглянуть?

В Edge  особое внимание я уделил двум местам. Первое – состояние корпуса в районе хвостового колеса. Хорошо приглядевшись, в ферме фюзеляжа в этом месте, можно обнаружить следы твердой посадки, если она имела место. Имеются также специальные алюминиевые прокладки в месте крепления главного шасси, которые могут  сигнализировать о такого рода случаях и тогда владельцу нужно провести тщательный осмотр всей конструкции. Следует обратить внимание на двигатель – не «ест» ли масло и состояние кромок винта, но это стандартная процедура.   Важно чтобы самолет вообще красиво смотрелся.

Бывают ли в авиационном мире  обманы, подобные скручиванию спидометров в автомобилях?  

К сожалению я слышал  о таких случаях. Но к моей машине у меня полное доверие. Я знаю состояние двигателя и точное количество часов, которое он отработал. Кроме того, предыдущий владелец был знакомым моего коллеги,  который мне его рекомендовал. У него у самого четыре одноместных  самолета  Edge  – два V2,  которые он использует для выступлений  в США, один  –  V2, для выступлений в Китае и гоночный   V3.