B737MAX Ethiopian Airlines

Концерн Boeing выплатит штрафов на сумму 2,5 миллиарда долларов США

Министерство юстиции обвинило Boeing в “заговоре с целью обмануть Соединенные Штаты”, вынудив производителя из Чикаго выплатить 2,5 миллиарда долларов в виде штрафов и возмещения ущерба после расследования двух катастроф самолета 737 MAX.

При этом было заключено соглашение об условном приостановлении производства по делу. В результате, если Boeing выполнит ряд требований, обвинения в мошенничестве будут сняты через три года.
1,77 миллиарда долларов штрафа пойдут на компенсацию авиакомпаниям, пострадавшим от заземления. 500 миллионов долларов производитель заплатит  родственникам жертв авиакатастроф Lion Air и Ethiopian Airlines, в результате которых погибли 346 человек.
На 234,6 миллиона долларов производитель  будет оштрафован за “урегулирование обвинений в преступном мошенничестве” после того, как сотрудники вводили в заблуждение регулирующих органов при сертификации 737 MAX.
Условное приостановление действия соглашения о судебном преследовании позволит избежать обвинительного приговора и исключения Boeing из будущих государственных контрактов. Столкнувшись с угрозой таких применения таких мер, крупные корпорации обычно выбирают штраф.  Однако, не все согласны с таким решением. Председатель транспортного комитета Питер ДеФазио, который возглавлял расследование катастрофы и в прошлом месяце помог реформировать процесс сертификации Федерального управления гражданской авиации, назвал сделку “пощечиной” и оскорблением жертв. “Мировое соглашение игнорирует любую фактическую ответственность в отношении уголовных обвинений”, – сказал он. По словам ДеФазио, высшее руководство и руководство Boeing к ответственности не привлекались.
Семьи погибших разочарованы приговором 
Британка Ципора Курия, потерявшая своего отца Джозефа Курию Вайтхака (ему было 55 лет) в авиакатастрофе авиакомпании Ethiopian Airlines в марте 2019 года, назвала эту новость “горькой”. “Это не вернет наших близких, но, по крайней мере, ясно, что их смерть не была случайной, и есть ясность в отношении ответственности. Однако наказание несправедливо. Руководители Boeing  должны не только уходить в отставку или только лишаться премий. Они должны быть привлечены к уголовной ответственности за свои действия”, –  твердо заявили британцы.
Министерство юстиции отметило, что уголовные обвинения касаются преследования двух бывших сотрудников проекта 737 MAX, главного технического пилота Марка Форкнера и его заместителя Патрика Густавссона, которым было поручено разработать требования к обучению пилотов для этого самолета. По версии следствия, именно Форкнер и Густавссон обманули FAA относительно новой системы управления полетом – MCAS, которая сработала по ошибке, и что привело к обеим катастрофам. “Из-за их мошенничества в ключевом документе, опубликованном FAA, не было информации о MCAS. Так же, как в руководствах по эксплуатации самолетов и учебных материалах для летных пилотов США”, – заявило министерство юстиции.
“Сотрудники Boeing предпочли честности извлечению прибыли, скрывая важную информацию о работе 737 MAX от FAA и пытаясь скрыть свое мошенничество”, – сказал Дэвид Бернс, исполняющий обязанности генерального прокурора уголовного отдела Министерства юстиции. “Постановление возлагает на Boeing ответственность за преступления, совершенные ее сотрудниками, которые имели финансовые последствия для клиентов производителя. Надеемся, что это обеспечит хоть какую-то компенсацию семьям жертв катастроф и получателям помощи”, – заключил Бернс. Однако ни Форкнеру, ни Густавссону, ни другим сотрудникам Boeing, опрошенным ФБР, пока не предъявлены официальные обвинения. Соглашение об условном приостановлении уголовного преследования защищает только компанию, а не физических лиц.
Доказательства расследования, проведенного Министерством юстиции, могут быть использованы для предъявления обвинений в лжесвидетельстве, воспрепятствовании работе системы правосудия и  для ложных заявлений.
“Патрик Густавссон никогда ничего не скрывал от FAA или от пилотов. Он   полностью посвящал себя  безопасности пассажиров и экипажа. Все утверждения об обратном ложны” –  защищает своего клиента адвокат Джеймс Беннетт. Адвокат Форкнера пока официально не выступал. Однако в начале прошлого года он  делал заявление, в котором заявил, что “Форкнер честно выполнял свою работу и его общение с FAA было надежным”.
Семьи потерпевших отвергают возможность сосредоточения внимания в уголовном процессе только на преступлениях двух технических пилотов. По их словам, это  “лишь верхушка айсберга”. Юристы Боб Клиффорд, Стивен Маркс и Джастин Грин негативно оценили соглашение с Министерством юстиции.  “Boeing платит миллиарды долларов, чтобы избежать уголовной ответственности. Соглашение не влияет на продолжающийся гражданский процесс против производителя. Мы полны решимости обеспечить семьям жертв справедливость, которой они заслуживают”, – сказал адвокат родственников, погибших в результате двух катастроф Lion Air и Ethiopian Airlines. Команда юристов добавила, что FAA вообще не должно было разрешать 737 MAX возвращаться к эксплуатации. Регулирующий орган США наконец дал реактивному самолету «зеленый свет» на повторный запуск реактивного самолета после 20 месяцев заземления и второй процедуры сертификации. Ожидается, что регуляторы на других континентах сделают это в январе этого года.
Покаяние Кэлхуна:  “Мы сожалеем о поведении производителя”
Теперь компания Boeing должна ежеквартально встречаться с отделом по борьбе с мошенничеством в связи с принятым решением и представлять годовые отчеты по будущим проектам. – Глубоко убежден, что заключенное соглашение – единственный правильный шаг, который должным образом подтверждает, насколько мы не оправдали наших ожиданий. “Это важное решение очень серьезного вопроса”, – написал Дэйв Кэлхун, президент Boeing, в записке для сотрудников. “Соглашение отражает тот факт, что наши бывшие сотрудники, помимо демонстрации глубокого неуважения к нашим регулирующим органам и клиентам, также намеренно не сообщили официальным лицам FAA об изменениях в проекте MCAS”, – сказал Кэлхун. “Хотя мы глубоко сожалеем о поведении, описанном в контракте, я убежден, что он не в полной мере отражает наших сотрудников, культуру или характер нашей компании”, – добавил президент Boeing.
“Это четкий сигнал для всех. Министерство юстиции будет привлекать таких производителей, как Boeing, к ответственности за мошенничество в отношениях с регулирующими органами, особенно в отраслях, где ставки столь высоки”, –  заявила Эрин Нили Кокс, прокурор Северного Техаса. Выяснилось, что инженеры FAA получили неполную и фрагментированную информацию о конструкции и потенциальных опасностях MCAS. Менеджеры Boeing также оказали “чрезмерное давление” на некоторых инженеров, которые оценивали системы самолета от имени FAA.
Кроме стоимости компенсации семьям погибших в авиакатастрофе двух самолетов Lion Air и Ethiopian Airlines, производитель из Чикаго также ранее оценил общую стоимость  приостановки эксплуатации  737 MAX в 20,6 миллиарда долларов. Это было учтено в дополнительных производственных расходах и компенсациях авиакомпаниям, которые составили 8,8 млрд долларов.
Чак Херрманн, поверенный из Такомы, представляющий семьи 51 жертвы двух катастроф, сообщил в четверг, что Boeing ранее пожертвовал 144 500 долларов  каждой из 346 жертв из компенсационного фонда, созданного компанией в 2019 году. Херрманн также подтвердил Министерству юстиции, что ​​к ранее выплаченным суммам  будет добавлена  компенсация в размере 500 миллионов долларов.
Члены других семей десятков жертв двух катастроф также подали отдельные гражданские иски против Boeing. Более 40 клиентов Херрмана согласились на урегулирование за суммы, защищенные соглашениями о неразглашении. Еще девять его дел еще не рассмотрены.  “Это было мошенничество в особо крупном размере, поэтому наказание заслужено. Boeing обманул FAA, своих клиентов и пилотов авиакомпаний. Все имеет значение, и решение Минюста это подтверждает. Я в основном рад тому, что мошенничество было раскрыто и что Boeing больше не может этого отрицать”, – заявил Херрманн. Однако его оптимизм не разделяет Майкл Стумо, отец 24-летней Самьи Роуз Стумо, которая погибла в авиакатастрофе авиакомпании Ethiopian Airlines. “Урегулирование – это защита Boeing, а не справедливость. В компании никто ответственности не привлечен. Это продолжение компании Boeing, избегающей подотчетности и прозрачности”, –  не скрывал своего разочарования Майкл Стумо.
Андрей Бочкарев