Мировой авиации остро не хватает пилотов

Мировой авиации остро не хватает пилотов

Авиакомпании по всему миру все чаще сталкиваются с растущей нехваткой пилотов. В результате самолеты простаивают в ангарах и отменяются полеты по всему миру. Какова же реальная ситуация?

Мировой авиации остро не хватает пилотов

Крупнейшая в Индии пассажирская авиакомпания IndiGo, отменяет по 30 рейсов в день ввиду нескольких причин, в том числе и из-за нехватки пилотов. Кроме того, количество отмененных внутренних рейсов в Австралии в прошлом году достигло отметки в 10 808 штук.

Европейская региональная авиакомпания Flybe, располагающаяся в Англии, в начале апреля отменила 10 рейсов. В то же время бюджетная авиакомпания Ryanair, обслуживающая более 1800 маршрутов и владеющая парком из 400 самолетов Boeing 737-800, сократила количество рейсов по нескольким направлениям.

Ситуация с полетами через Атлантику также оставляет желать лучшего. Вся отрасль коммерческих авиакомпаний сталкивается с нехваткой пилотов для грузовых и пассажирских самолетов. По оценкам экспертов, к 2020 году в США будет не хватать 1600 пилотов.

По подсчетам Федерального управления гражданской авиации, США необходимо ежедневно обучать 87 новых пилотов авиакомпаний в течение последующих 20 лет, чтобы удовлетворить растущий спрос.

Крупнейшая в мире грузовая авиакомпания FedEx тоже сталкивается с надвигающимся дефицитом пилотов. Ожидается, что перевозчик из Мемфиса потеряет в этом году от 150 до 200 пилотов из имеющихся 4500 и столько же будет терять каждый последующий год в ближайшем будущем.

Проблема нехватки пилотов не нова. Еще 2 года назад Norwegian, один из самых быстрорастущих авиаперевозчиков, назвал эту проблему фундаментальной для бизнеса. Группа авиакомпаний уже тогда была вынуждена отменять рейсы в часы пик летом 2017 года из-за нехватки персонала.

Подобных примеров очень много, и обсуждение надвигающегося пилотного кризиса становится все более серьезным. Текущая ситуация уже оказала влияние на авиационный бизнес во всем мире.

Причины нехватки пилотов

Трудно определить основную причину дефицита пилотов, так как это сложная ситуация, обусловленная рядом причин. Одной из таких причин является рост спроса на воздушные перевозки, экономический рост и расширение бюджетных авиакомпаний.

Годовой рост пассажирских перевозок за последние пять лет составил в среднем 6,2 процента. Рост экономики и доходов на крупных развивающихся рынках, таких как Китай и Индия, был основной движущей силой роста мирового ВВП, а также спроса на авиаперевозки. Средний класс в обеих странах вырос с 80 миллионов в 2000 году до 135 миллионов в 2016 году, увеличившись почти на 70 процентов.

Еще одной причиной является возрастные критерии пилота и ограничения по времени полета.

Большинство вакантных мест появляется из-за раннего выхода пилотов на пенсию. Ожидается, что в последующие 10 лет многие пилоты выйдут на пенсию по достижении необходимого пенсионного возраста в 65 лет. Если рассматривать рынок США, то здесь почти 50% пилотов уже вот-вот готовятся выйти на пенсию.

Кроме того, ограничения по времени полета устанавливают требования к минимальному опыту пилотов для коммерческих авиалиний или обязательное повышение квалификации с первого пилота до капитана.

В последние годы наметилась растущая тенденция: авиакомпании переманивают талантливых профессиональных пилотов. Так азиатские авиалинии с гигантским флотом стараются переманить австралийских пилотов, привлекая их работать в своем регионе.

Методы борьбы с дефицитом

Столкнувшись с проблемой нехватки пилотов, авиакомпании вынуждены заниматься стратегическим планированием найма. Такие перевозчики, как Emirates и австралийские Qantas Airways, тратят значительные средства на обучение будущих специалистов.

Карьерная привлекательность и финансирование обучения стали решающими факторами для привлечения молодых людей. Поэтому авиакомпании все активнее финансируют подготовку будущих летных экипажей с целью набора пилотов следующего поколения.

В то время как некоторые компании инвестируют и проводят собственное обучение, другие компании подписывают партнерские контракты с учебными центрами. Совместно разрабатываются программы обучения, в результате этих усилий авиакомпании получают квалифицированных пилотов, обученных специально для них.

Кроме того, была создана специальная программа – MPL. Это компетентностное обучение с новым подходом к обучению пилотов, которое позволяет подготовить пилота всего за 14-24 месяца.

Студент, выбирая программу MPL, может быть уверен в предоставлении рабочего места, а авиакомпания может следить за прогрессом студента и принимать участие на любом этапе обучения, в то время как учебный центр формирует свой дальнейший опыт в этой области путем подготовки нового поколения летчиков.

Женщины также проявляют интерес к получению востребованной профессии полота. На сегодняшний день их количество составляет менее 5% от общего числа европейских пилотов. Авиакомпании начали мыслить нестандартно и размышлять над вопросом «как привлечь идеальных кандидатов». Поэтому создается все больше инициатив с вариантами финансирования обучения, для привлечения женщин в профессию пилота.

Что ждет авиацию в будущем

Согласно данным сайта statista.com на сегодняшний день по всему миру работает 290 000 пилотов. Последние тенденции показывают быстрый рост авиационной промышленности: количество новых самолетов, пассажиров и рейсов растет.

Учитывая эти тенденции, проблема дефицита пилотов авиакомпании будет только расти. Международная ассоциация воздушного транспорта заявляет, что в ближайшие два десятилетия глобальный пассажиропоток удвоится, причем самый большой рост ожидается в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Предполагаемый будущий спрос на пилотов зависит и от роста количества воздушного транспорта. По прогнозам в ближайшие 20 лет миру понадобится от 700 000 и 800 000 пилотов. Согласно расчетам Boeing, самый большой пилотный спрос будет наблюдаться в Азиатско-Тихоокеанском регионе – в 261 000 новых пилотов, в то время как Северной Америке потребуется 206 000, в Европе 146 000, на Ближнем Востоке 64 000, в Латинской Америке 57 000, в Африке 29 000 и в России / Центральной Азии 27 000.