Об экономической нецелесообразности новой версии SSJ100. Мнение экспертов

Об экономической нецелесообразности новой версии SSJ100. Мнение экспертов

На разработку новой версии пассажирского самолета SSJ100 из государственного бюджета России будет выделено более 85 млрд рублей (1,5 млрд долларов США). Новый самолет сможет перевозить 75 пассажиров и использовать минимум импортных комплектующих. Предполагается оснастить его и российскими двигателями. Такое решение правительства РФ означает полный отказа от программы производства самолетов Ту-335, поддерживаемой властями Татарстана.

SSJ100


Заинтересованность в уменьшенном варианте SSJ100 уже якобы выразила авиакомпания «Россия» (6 единиц в версии для перевозки VIP и 4 – для использования в качестве узлов связи), а также министерство обороны РФ (30 шт.), которое намерено заменить ими безнадежно устаревшие Ту-134. Оригинальная версия SSJ100 для таких целей оказалась слишком сложной в эксплуатации из-за широкого наличия узлов, производимых в странах, которые ввели против России экономические санкции. Протокол о намерении приобрести 75 новых самолетов этой модели обещала подписать авиакомпания S7.

SSJ100 оснащается российско-французской силовой установкой SaM146, производимой совместно ОДК «Сатурн» и Safran Aircraft Engines. Планы предусматривают, что первые самолеты новой версии будут комплектоваться этими двигателями (если французы согласятся передать технологию производства их горячей части). Только в отдаленном будущем предусмотрено использование российских ПД-10 с тягой 9 тонн.

Предполагается, что самолеты новой, уменьшенной версии «Сухой Супер Джет» начнет поставляться в 2022-2023 гг. Однако, по мнению аналитиков нашего портала, это скорее всего мало реально. Создание сертифицированного воздушного судна даже при благоприятных экономических условиях занимает 7-8 лет. Наши эксперты также выразили сомнение в целесообразности дальнейшего развития неудачной модели с экономической точки зрения. Базовая версия не получила широкого распространения, а число отказов от нее превысило число заказов – случай не имеющий прецедентов в мировой практике.

Кроме того, создание самолета без участия международной кооперации в современных условиях выглядит весьма сомнительным предприятием. В настоящее время ни одна страна мира не строит самолеты с нуля и каждая специализируется в своем направлении. Создание новой авионики, систем управления двигателем, гидравлических и электрических приводов для рулевых поверхностей, уже производимых в других странах, повлечет за собой значительное увеличение стоимости самолета и не принесет должного экономического эффекта. Нельзя сбрасывать со счетов интересы авиакомпаний, которые большую часть прибыли получают на международных рейсах, куда путь SSJ100 заказан.

Следует отметить, что сумма, выделенная только на разработку укороченной версии, равна стоимости нескольких десятков самолетов Embraer 175, которые уже сертифицированы, получили хорошее реноме, имеют широкую сеть центров обслуживания и популярны среди авиакомпаний. С рациональной точки зрения более целесообразной видится покупка лицензии на этот бразильский самолет, либо приобретение доли активов производителя. Т.е. путь, выбранный американским Boeing и европейским Airbus, которые вместо дорогостоящей разработки собственных моделей малых пассажирских самолетов приобрели готовые программы.

Андрей Бочкарев