Об экономической нецелесообразности новой версии SSJ100. Мнение экспертов

Поиск и аренда частных самолетов

На разработку новой версии пассажирского самолета SSJ100 из государственного бюджета России будет выделено более 85 млрд рублей (1,5 млрд долларов США). Новый самолет сможет перевозить 75 пассажиров и использовать минимум импортных комплектующих. Предполагается оснастить его и российскими двигателями. Такое решение правительства РФ означает полный отказа от программы производства самолетов Ту-335, поддерживаемой властями Татарстана.

ssj100 1 - Об экономической нецелесообразности новой версии SSJ100. Мнение экспертов

SSJ100


Заинтересованность в уменьшенном варианте SSJ100 уже якобы выразила авиакомпания «Россия» (6 единиц в версии для перевозки VIP и 4 – для использования в качестве узлов связи), а также министерство обороны РФ (30 шт.), которое намерено заменить ими безнадежно устаревшие Ту-134. Оригинальная версия SSJ100 для таких целей оказалась слишком сложной в эксплуатации из-за широкого наличия узлов, производимых в странах, которые ввели против России экономические санкции. Протокол о намерении приобрести 75 новых самолетов этой модели обещала подписать авиакомпания S7.

Смотрите также:  {:ru}Лучший способ пересечь Атлантический океан: Delta One A330{:}{:ua}Найкращий спосіб перетнути Атлантичний океан: Delta One A330{:}

SSJ100 оснащается российско-французской силовой установкой SaM146, производимой совместно ОДК «Сатурн» и Safran Aircraft Engines. Планы предусматривают, что первые самолеты новой версии будут комплектоваться этими двигателями (если французы согласятся передать технологию производства их горячей части). Только в отдаленном будущем предусмотрено использование российских ПД-10 с тягой 9 тонн.

Предполагается, что самолеты новой, уменьшенной версии «Сухой Супер Джет» начнет поставляться в 2022-2023 гг. Однако, по мнению аналитиков нашего портала, это скорее всего мало реально. Создание сертифицированного воздушного судна даже при благоприятных экономических условиях занимает 7-8 лет. Наши эксперты также выразили сомнение в целесообразности дальнейшего развития неудачной модели с экономической точки зрения. Базовая версия не получила широкого распространения, а число отказов от нее превысило число заказов – случай не имеющий прецедентов в мировой практике.

Кроме того, создание самолета без участия международной кооперации в современных условиях выглядит весьма сомнительным предприятием. В настоящее время ни одна страна мира не строит самолеты с нуля и каждая специализируется в своем направлении. Создание новой авионики, систем управления двигателем, гидравлических и электрических приводов для рулевых поверхностей, уже производимых в других странах, повлечет за собой значительное увеличение стоимости самолета и не принесет должного экономического эффекта. Нельзя сбрасывать со счетов интересы авиакомпаний, которые большую часть прибыли получают на международных рейсах, куда путь SSJ100 заказан.

Смотрите также:  Cathay Pacific увеличивает число рейсов Гонконг – Париж

Следует отметить, что сумма, выделенная только на разработку укороченной версии, равна стоимости нескольких десятков самолетов Embraer 175, которые уже сертифицированы, получили хорошее реноме, имеют широкую сеть центров обслуживания и популярны среди авиакомпаний. С рациональной точки зрения более целесообразной видится покупка лицензии на этот бразильский самолет, либо приобретение доли активов производителя. Т.е. путь, выбранный американским Boeing и европейским Airbus, которые вместо дорогостоящей разработки собственных моделей малых пассажирских самолетов приобрели готовые программы.

Андрей Бочкарев