Ответ авиакомпаний на заявления Греты Тунберг

Шведская девушка-подросток Грета Тунберг, которая громко говорит о борьбе с изменением климата, могла сыграть роль в недавнем падении на 4 процента числа пассажиров коммерческих рейсов в Швеции, где популярна концепция “flygskam”, означающая “позор перед полетом”.
Некоторые менеджеры авиакомпаний в США обеспокоены тем, что такая же ситуация может вскоре повлиять и на них.

Проблема серьезная

Робин Хейс, генеральный директор JetBlue Airways из Нью-Йорка, сказал отраслевым аналитикам, что это всего лишь вопрос времени, когда американцы повторят путь Швеции, чтобы найти более экологичные альтернативы коммерческим воздушным перевозкам. “Это серьезная проблема, – сказал он. – Мы видели это в других географических областях, и мы не должны предполагать, что подобные настроения не появятся в США”.

Хотя flygskam не получил такого сильного влияния в Соединенных Штатах, как в Европе, авиационные эксперты говорят, что перевозчики наращивают усилия по сокращению выбросов, чтобы уменьшить страхи пассажиров, особенно молодых путешественников, которые с большей вероятностью могут изменить свои планы поездок из экологических соображений.

“Сегодняшний 22-летний специалист по охране окружающей среды — это завтрашний 35-летний частный бизнесмен”, – говорит Генри Хартевельдт, аналитик туристической отрасли в Atmosphere Research Group. “Отрасль хочет быть уверенной, что все, независимо от возраста, знают, что делают”, – добавил он.

Темпы роста авиаперевозок в Европе замедляются

Выбросы углерода парниковых газов от всех коммерческих рейсов, включая грузовые и пассажирские самолеты, составили 2,4 проц. всех глобальных выбросов CO2 в 2018 году — на 32 процента больше, чем пять лет назад, согласно исследованию Международного совета по чистому транспорту.

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, в течение последнего десятилетия объем авиаперевозок по всему миру неуклонно увеличивается примерно на 5 проц. ежегодно. Но в 2019 году темпы роста замедлились до 4 проц., что означает, что впервые со времени мирового финансового кризиса трафик вырос менее чем на 5 проц. Спрос в США на авиаперелеты увеличивается каждый год примерно на 4 процента из-за сильной экономики и низких цен на топливо, что означает относительно низкие цены на билеты.
Если глобальный спрос на пассажиров продолжит расти такими же темпами, выбросы CO2 от воздушных перевозок, по оценкам Международной организации гражданской авиации (ИКАО), к 2050 году увеличатся втрое.

В октябре представитель Citigroup заявил, что flygskam представляет собой реальную угрозу для авиационной отрасли, и что расходы на программы компенсации выбросов углерода, такие как посадка деревьев, могут снизить прибыль отрасли на 44 проц. к 2025 году.

Единственная европейская проблема?

Марк Мандука, управляющий директор Citi, предсказал, что “flygskam” окажет давление на снижение прогнозов роста спроса. Он добавил, однако, что «инвесторы считают, что “аозор перед полетом” будет в значительной степени европейским явлением, и Германия, Франция и Швеция, скорее всего, почувствуют это наиболее остро”.

По его мнению, одна из причин, по которой пассажиры в Европе могут быть более склонны к сокращению рейсов, заключается в том, что в Европе больше вариантов транспорта, таких как высокоскоростные железнодорожные перевозки. В США альтернатив значительно меньше. Мандука считает, что flygskam повлияет больше всего на перелеты на короткие расстояния, которые составляют около 600 миль.

Брэндон М. Грейвер, авиационный исследователь в Международном совете по чистому транспорту, считает, что еще слишком рано знать, начнут ли экологические проблемы наносить ущерб авиационной промышленности США. “Появляется много слухов о людях, которые решили не летать, но они являются скорее исключением, – сказал он.

Компенсации недостаточно

В ответ на опасения авиакомпании продвигают свои усилия по сокращению выбросов путем оплаты посадок деревьев или финансирования проектов в области возобновляемых источников энергии.

В 2016 году глобальные авиакомпании, в том числе американские перевозчики, подписали добровольное соглашение под названием “Программа компенсации и сокращения выбросов диоксида углерода для международной авиации”. Несколько директоров авиакомпаний указывают на соглашение как свидетельство того, что отрасль серьезно относится к изменению климата, но соглашение предназначено только для того, чтобы остановить рост выбросов углекислого газа выше базового уровня на международных, а не на внутренних рейсах.

Некоторые экологи называют меры по компенсацию выбросов углерода авиакомпаниями краткосрочными, которые только смягчает проблему. Когда в ноябре прошлого года британский бюджетный перевозчик EasyJet объявил, что начал компенсировать все выбросы в своей сети, он встретил горячее одобрение Гринписа в Великобритании.

“Мы уверены, что когда наши пассажиры узнают факты о наших экологических мероприятиях и обо всем, что мы делаем, чтобы соединить мир, они будут гордиться полетами”, – сказал он.

В январе JetBlue объявила о планах нейтрализации выбросов углекислого газа на всех внутренних рейсах с июля 2020 года и использования альтернативного источника топлива для рейсов из Сан-Франциско. Авиакомпания заявила, что компенсирует выбросы CO2 своего парка, работая с несколькими организациями по сокращению выбросов углерода, включая Carbonfund.org. “Это стоит того”, – заявила пресс-секретарь JetBlue Тамара Янг.

Немецкая компания Lufthansa ввела бизнес-тариф, по которому выбросы от европейских рейсов для корпоративных клиентов автоматически компенсируются с 2020 года. Учредитель British Airways, компания IAG, пообещала в прошлом году, что к 2050 году она будет нейтральной по выбросам углерода и начнет в этом году компенсировать выбросы от всех внутренних рейсов.

Delta Air Lines в декабре объявила о планах ежегодно закупать в Гево, штат Колорадо, 10 миллионов галлонов усовершенствованного возобновляемого биотоплива. Заявление было сделано через два месяца после того, как Delta инвестировала 2 миллиона долларов в другую биотопливную компанию в Аризоне.

American Airlines, крупнейший в мире перевозчик, создал новую должность управляющего директора для наблюдения за программой устойчивого развития компании. American Airlines заявляет, среди прочего, что она включила в парк более экономичные самолеты, уменьшила вес самолетов, исключила ненужные предметы и сократила время, за которое самолеты запускают двигатели.

“Мы понимаем, что воздушное путешествие оказывает воздействие на окружающую среду, и мы прилагаем все усилия, чтобы минимизировать его во многих отношениях”, – заявил представитель American Airlines Кертис Блессинг.

В мае прошлого года United Airlines продлила контракт с бостонской компанией World Energy, договорившись о покупке до 10 миллионов галлонов авиационного биотоплива в течение следующих двух лет. По данным авиакомпаний, биотопливо, используемое United для заправки рейсов из международного аэропорта Лос-Анджелеса, снижает выбросы более чем на 60 проц. Продление контракта с World Energy является частью более значительных усилий авиакомпании по достижению цели сокращения выбросов на 50 проц. к 2050 году по сравнению с выбросами 2005 года.

“United гордится тем, что является лидером среди мировых перевозчиков в области экологической устойчивости”, – сказала пресс-секретарь United Андреа Хиллер.

Андрей Бочкарев