PAS19 в Ле Бурже – каковы итоги?

В середине июня под Парижем состоялся 53-й аэрокосмический салон в Ле-Бурже (PAS19). Шоу и ярмарка продолжались всю неделю, и на всем протяжении мероприятия на нем присутствовал наш представитель. Ниже мы подводим итоги того, что произошло на крупнейшем в мире мероприятии такого типа.
С точки зрения количества экспонентов этого года авиасалон побил свой же рекорд. Всего было представлено 2453 участников. На территории аэропорта Ле Бурже было выставлено 140 самолетов (+10 по сравнению с 2017 годом). 18 из них показали свои возможности в динамичных шоу в дни для промышленности, в то время как в дни открытых дверей демонстративные полеты совершило 35 воздушных судов.
«53-й Парижский авиасалон в Ле Бурже имел удивительный успех: почти рекордная посещаемость, рекордное количество экспонентов и заказы на сумму более 140 миллиардов долларов США. Впечатляющие динамические авиа-шоу с участием самолетов Dassault Rafale и Falcon 8X, A350-1000, A330neo, Boeing B787-9 или E195-E2, которые восхищали президента Франции и зрителей с первого до последнего дня», – сказал Жиль Фурнье, глава парижского салона.
На 53-м парижском салоне было 2453 экспонента (включая 1186 французских компаний) из 48 стран (рост на 3 проц. по сравнению с 2017 годом). Среди них было 150 стартапов, и все это разместилось на территории 52 000 кв.м., включая 335 павильонов площадью 35 тыс. м.  и 38 тысяч кв.м. выставочных площадок под открытым небом. В первую пятерку стран, участвующих в PAS19, вошли: США, Германия, Италия, Великобритания и Бельгия. Авиасалон посетило 139 тысяч человек (сокращение на 2 проц.) и 304 официальные делегации из 98 стран (+8 делегаций). Всего в дни открытых дверей авиасалон посетило 176,1 тысячи человек (на 10 процентов больше, чем на предыдущем). Событие освещали 2720 журналистов (снижение на 21 проц.). Сумма всех контрактов, заключенных на выставке, составила более 140 миллионов долларов США.

Авиационные дебюты

В аэропорту Ле Бурже состоялось несколько мировых дебютов самолетов. В коммерческой авиации мы можно выделить только один в этом году – Airbus A330neo. Полный список дебютантов:
Airbus A330neo (всемирный дебют),
Airbus A350-1000 (дебют в Париже),
Airbus Vahana (всемирный дебют),
Bell 505 Jet Ranger (Парижский дебют),
Boeing B737-800BCF (дебют в Париже),
Boeing KC-46A Pegasus (всемирный дебют),
Diamond DART-550 (всемирный дебют),
Embraer Praetor 600 (всемирный дебют),
Eviation Alice (всемирный дебют),
Kawasaki C-2 (дебют в Париже),
Казанский Ансат (всемирный дебют),
Pilatus PC-24 (всемирный дебют на выставках),
VoltAero Cassio (всемирный дебют на выставках),

Крупнейшие заказы на коммерческие самолеты

Самые крупные заказы по количеству и стоимости были представлены четырьмя компаниями: группой IAG, которая купила 228 самолетов: 200 штук B737 MAX и 14 – A321XLR (плюс опциона еще на 14), Nordic Aviation Capital, которая заказала 105 штук ATR и 20 штук A220, Air Lease Corporation. , которая заказала 100 аэробусов (A220, A321neo, A321XLR) и авиакомпания Saudia, заказавшая 65 самолетов семейства A320neo.

Совершенно другой авиасалон

Находясь на выставке, можно было почувствовать, что это совершенно другое авиашоу, чем в предыдущие годы. Особенно, когда речь идет о Boeing и довольно плотной атмосфере вокруг B737 MAX. Для Boeing это было самое слабое участие в выставке за всю его истории. Производитель представил только два самолета, что стало результатом катастроф B737 MAX и внутренних проблем, а также возникающих вопросов с B777X, который должен был стать звездой этого авиасалона и с новым проектом NMA (New Middle Aircraft). Американскому производителю пришлось отвечать на неудобные вопросы, и он так и не смог предложить новые продукты, ожидаемые отраслью. Среди других производителей победителям в этой ситуации стал Airbus, который просто блистал со своим новым самолетом A321XLR. ATR и Embraer также были представлены очень хорошо, и собрали много заказов. Есть чем гордиться и концерну Mitsubishi, который представил новую стратегию и подписал контракт на поставку своего нового SpaceJet M100. На парижском авиасалоне символически закончилась эра коммерческой авиации для канадского Bombardier, который не продал ни одного самолета. Что, после последней информации о покупке концерном Mitsubishi программы CRJ, не было большим сюрпризом.

Организация шоу

Авиасалон был организован на высшем уровне. Первые четыре дня были предназначены исключительно для приглашенных гостей, в основном представителей авиационной отрасли и официальных лиц, и аккредитованных журналистов. Широкая аудитория могла смотреть выставку с пятницы по воскресенье. В этом году планы организаторов не были нарушены проливным дождем и грозами, которые обычно охватывали Париж во время предыдущих авиасалонов. К сожалению, количество маршрутных автобусов между вокзалом RER и аэропортом Ле-Бурже все еще было недостаточным. Пробки и большое количество гостей стали причиной того, что по утрам посетителям авиационного салона приходилось по несколько минут ждать транспорт. Хотя в этом году ситуация была намного лучше, чем в предыдущие годы.
Не считая этих недостатков, в основном организация авиасалона с точки зрения посетителей и СМИ была очень хорошей. Большую помощь оказало мобильное приложение, и, несмотря на огромную площадь, занимаемую экспонатов, не было проблем с поиском интересных самолетов или стендов, хотя иногда приходилось преодолевать значительные расстояния. Организаторы также предоставили удобные места для фотографирования динамичных шоу и транслировали их на большие экраны с живыми комментариями. В этом году немного лучше был организован пресс-центр, работал кондиционер, подключение к интернету было намного более скоростным, и, наконец, на всей территории выставки появился общедоступный Wi-Fi. Пресс-отделы Airbus и Boeing были очень удобны для аккредитованных журналистов – там не только можно было работать, но и отдыхать за ланчем.
Посетителям авиасалона, которые пользовались общественным транспортом, пришлось мириться с очередями и толчеей, особенно в маршрутных автобусах и пригородных поездах, связывающих RER Bourget с центром Парижа. Однако с таким большим количеством гостей это было неизбежно. Организаторы также предоставили бесплатный транспорт от и до аэропорта CDG.

Андрей Бочкарев