Программное обеспечение Boening 747 по-прежнему загружается с …3-хдюймовых дискет

Название вроде бы типичный кликбейт, но дело в том, что “Королева неба” не может обойтись без древних 3,5-дюймовых дискет, которые младшим читателям, вероятно, известны скорее по старым фотографиям и рассказам старожилов. По сей день с использованием этого архаичного для современного пользователя компьютера оборудования данные обновляются в Jumbo Jet.

Boeing747 British Airways
Boeing747 British Airways

Недавно мы писали, что пандемия вируса из Ухани ускорит конец эры некогда очень популярной модели широкофюзеляжного авиалайнера, производимого Boeing. Эта ситуация также способствовала лучшему пониманию этой машины и открытию для энтузиастов авиации того, о чем мало кто из них знал. Кризис гражданской авиации и вывод из эксплуатации огромного количества самолетов дали специалистам по безопасности Pen Test Partners возможность поближе познакомиться с самолетом 747-400 компании British Airways.

Исследовательская группа имела доступ ко всем частям самолета, включая то, что можно было бы описать как “центр обработки данных” под пассажирским салоном. Одним из элементов его кабины является 3,5-дюймовый дисковод, с помощью которого каждые 28 дней обновляется навигационная база данных.

Хотя использование дискет может вызывать удивление, оно характерно не только для национального оператора Великобритании, но и нескольких других авиакомпаний. Информация, представленная на дискетах, касается данных об аэропортах, взлетно-посадочных полосах и т. д. В настоящее время процесс обновления требует использования восьми гибких дисков, на которых хранится текущая информация. Таким образом, технический специалист должен каждый месяц садиться в самолет и проходить утомительный процесс обновления. Более того, многие старые Боинги также загружают программное обеспечение авионики с дискет.

Излишне говорить, что безопасность программного обеспечения самолета чрезвычайно важна. За последний год на борту самолетов British Airways было обнаружено несколько уязвимостей. Одна из них позволяла с помощью мыши, подключенной через порт USB – вводить код, который приводил к зависанию всей системы поддержки. Поэтому исследователи постоянно ищут потенциальные уязвимости и недостатки, которые могут повлиять на программное обеспечение, а значит, и на безопасность полета. В более новых моделях самолетов, таких как Boening 777X и 787, используются оптоволоконные сети. При парковке к ним подключается кабель, по которому два бортовых компьютера получают обновление. Даже более новые используют беспроводную сеть, получая данные во время полета.

С другой стороны, дискеты до сих пор используются не только в самолетах, но и в других не менее интересных местах – например, на Международной космической станции. В свою очередь, казалось, что опирающееся на современные технологии министерство обороны США отказалось от 8-дюймовых дискет только в 2019 году. Почему так происходит? Это практическое применение принципа – если что-то работает, не меняйте.

Так оно функционировало до недавнего времени, например, в Стратегической автоматизированной системе управления и контроля, которая, среди прочего, ответственный за массированный пуск баллистических ракет с ядерными боеголовками с территории США – во исполнение соответствующего распоряжения президента.Если дискеты использовались для его эксплуатации десятилетиями, почему бы не применять их на самолетах, которые исчезнут с неба в ближайшие годы?

Андрей Бочкарев