Размеры компенсаций пострадавшим от катастроф Boeing и SSJ-100 и их юридические тонкости

Рынок оценивает как минимум в миллиард долларов сумму компенсации, которую Boeing должен будет выплатить семьям жертв двух катастроф МАКС B737 в Индонезии и Эфиопии. Однако не все получат равные выплаты.
Американцы делают все, чтобы судебные процессы и страхование осуществлялись в странах, где произошли эти трагедии. Однако с этим у него могут быть проблемы, поскольку на борту обоих упавших самолетов было много иностранцев, особенно в случае с Ethiopian Airlines. Это может несколько шокировать, но в случае авиакатастроф сумма выплачиваемой компенсации зависит от того, как долго жертвы знали, что самолет действительно падает, и им нет спасения. Семьи пассажиров также могут потребовать денежную компенсацию за моральные страдания, вызванные потерей близких, а также за потерянные заработки людей, погибших в результате катастрофы. Список потенциальных претензий практически неограничен, и опытные юристы знают, как их предъявить.

В этой ситуации сумма в один миллиард долларов, которая должна быть выплачена семьям из 346 человек, кажется очень недооцененной и представляет собой лишь базовую компенсацию. Дополнительные будут выше, поскольку все больше и больше факторов указывают на то, что Boeing знал о потенциальных проблемах, которые могут возникнуть при пилотировании машины. Акционеры Boeing, потерявшие 17 процентов на своих инвестициях по стоимости ценных бумаг до катастрофы уже подали иски против него в американский суд.

«В данном случае дело в том, что в истории не было ситуации подобной той, с которой мы сейчас имеем дело. В любом случае, я не помню, чтобы нечто похожее происходило в течение моей более чем 25-летней карьеры в представлении интересов семей жертв авиационных происшествий», – сказал Брайн Александр, нью-йоркский юрист, специализирующийся на выплате компенсаций после стихийных бедствий. «В этом случае все сводится к ответу на вопрос: что они знали и когда узнали (о возможности неприятностей)», – говорит Брайан Александр. Производителю уже не поможет то, что полеты MAX были отменены, несмотря на давление со стороны главы компании Денниса Муйленбурга, который обратился к президенту Трампу по телефону за поддержкой.

Конечно, окончательные результаты расследования пока официально не объяснены, но вся предварительная информация указывает на то, что за них будет отвечать Boeing, хотя министерство юстиции США проводит расследование, чтобы уточнить и ответственность Федерального авиационного агентства (FAA). «В настоящее время в интересах Boeing как можно скорее и мирно урегулировать ситуацию с выплатами», – считает Роберт Рабин, профессор права в Стэндфордском университете в Калифорнии. По его мнению, обращение в суд с семьями погибших может оказаться гораздо дороже, не говоря уже о реакции общественного мнения, потому что такие дела невероятно громкие. «Обычно провинившаяся компания старается как можно быстрее урегулировать все вопросы и заняться восстановлением бизнеса», – считает проф. Рабин.

Питер Педраса, представитель Boeing, которого наш корреспондент попросил представить правовую стратегию концерна в этом деле, отказался от комментариев. На данный момент большинство дел против Boeing уже рассматривается в Чикаго, где у концерна есть штаб-квартира. И там суды очень щедры к жертвам. Например, в 2018 году было взыскано в пользу пострадавшей 50 миллионов долларов в качестве компенсации за медицинскую халатность при гинекологической операции и еще 45 миллионов долларов за смерть ребенка. Для сравнения, суд в Нью-Йорке заставил одну компанию выплатить 2,5 миллиона долларов компенсация семье оператора крана, упавшего с высоты 60 метров

По словам юристов, в случае с Boeing ключевым фактором станет определение того, сколько времени до смерти жертвам катастрофы было известно, что ничто не могло их спасти.
На данный момент известно только, что эфиопская машина упала через 6 минут полета, а Lion Air пролетела 11 минут. Из предварительной информации следует, что пилоты пытались управлять машиной, которая внезапно разогналась почти до тысячи километров в час и упрямо наклонила нос. По словам адвокатов, в этой ситуации пострадавшие должны были осознавать неизбежную опасность, и поэтому они считают, что сумма компенсации может быть беспрецедентной. Вот почему Lion Air пытается убедить семьи жертв принять платежи в размере около 90 000 долларов. «Это большая сумма, если средний доход на человека в Индонезии составляет 3,4 тысячи долларов», – говорит американский адвокат Брайан Кабатек, который видел индонезийские формы для заполнения у семей погибших. «К сожалению, так обстоит дело в бедных странах, где нет реальных правовых систем и выигрывает власть, а не гражданин», – говорит Кабатек.

По мнению юристов такая же ситуация, будет и в случае выплат компенсаций семьям жертв катастрофы SSJ-100 в Шереметьево. «Аэрофлот» сделал превентивный шаг и сразу заявил о дополнительных выплатах, которые в принципе не требуются по закону. Здесь по какому-то поводу он забегает вперед до получения результатов расследования и выяснения реальных причин, хотя в любом случае у него есть шанс переложить всю или часть ответственности на производителя. Проблема состоит в том, что интересы производителя защищает государство и подчиненная ему судебная система, а на руку ей играет низкая юридическая осведомленность граждан, в частности членов сеймей погибших, которые, скорее всего, согласятся на предложенные им минимальные размеры компенсаций и не будут требовать их увеличения через своих адвокатов.

В случае с катастрофой самолета Lion Air 40 дел уже находятся на рассмотрении в суде в Чикаго, хотя Boeing делает все, чтобы переместить их в Индонезию, так как несчастный случай произошел в этой стране, и жертвы жили там. У юристов другое мнение. «Все это займет годы, и Boeing сможет значительно снизить свою ответственность», – говорит Кабатек. Но нет недостатка в голосах, что передача дел о компенсации в Индонезию оправдана с правовой точки зрения. «Катастрофа произошла в Индонезии, жертвами стали индонезийцы, а расследование ведет индонезийское министерство транспорта», – говорит Марк Домброфф, адвокат, специализирующийся на выплате компенсаций со стороны авиакомпаний.

В свою очередь, инвесторы обвиняют Boeing в искусственном завышении цены акций, не сообщая о проблемах с MAX. Общая сумма их требований в настоящее время составляет 4,76 миллиарда долларов США, поскольку она составляет потери, которые они понесли с января по 11 марта 2019 года. Рейд Катрейн, представляющая интересы части акционеров, считает, что эта сумма может быть даже выше, поскольку они постоянно находят недоработки Boeing и, если дело доходит до суда, то выплата такой суммы гарантирована, а любая последующая информация, доказывающая вину производителя MAX, еще больше увеличит окончательную выплату компенсации.

В случае с последней катастрофой SSJ-100 пока непонятно как поведут себя акционеры «Аэрофлот», чьи ценные бумаги хоть не значительно, но обесценились, и акционеры ОАК, которые могут потерять как минимум 15 процентов. Однако известно, что главным акционером производителя является государственная компания «Ростех», а значит громких судебных дел ожидать вряд ли приходится.

Андрей Бочкарев