Серия турбовинтовых самолетов Q400 больше не принадлежит концерну Bombardier

Bombardier продолжает продавать права на свои пассажирские самолеты. После приобретения CSeries европейскому концерну Airbus турбовинтовой самолет Dash 8 также исчезнет из списка предложений канадской компании. Права на модель Q400, а также все активы и права на интеллектуальную собственность, связанные с другими моделями – Q100, Q200 и Q300, были приобретены за 300 млн долларов США фирмой Longview Aviation Capital Corporation, владельцем Viking Air. Что, конечно же, больше, чем символический 1 доллар, за который была продана CSeries.
Компания Viking Air, штаб-квартира которой находится в Сиднее, Британская Колумбия, производит запасные части и обеспечивает техническую поддержку практически для всех винтовых самолетов, ранее выпускавшихся компанией Havilland Canada (DHC-2 Beaver, DHC-2T Turbo Beaver, DHC-3 Otter, DHC-4 Карибу, DHC-5 Buffalo, DHC-6 Twin Otter и DHC-7 Dash 7), а с февраля 2006 года получила права собственности и сертификаты для всех вышеупомянутых конструкций. Благодаря соглашению, заключенному в середине 2016 года, Viking Air является владельцем сертификатов типа для других самолетов Bombardier – пожарных CL-215, CL-215T и CL-415, а также взял на себя права на их техническую поддержку, материально-техническое обеспечение и поставку запасных частей.

Исключение Q400 из портфеля Bombardier выглядит довольно странным, поскольку в последние месяцы самолет начал восстанавливать свою долю на рынке после нескольких лет господства европейского ATR благодаря новым заказам, а также получить 90-местный сертификат.

Более того, боссы Bombardier решили продать также свое подразделение в США, занимающееся подготовкой пилотов и механиков по самолетам  бизнес-класса, за 645 млн долларов США. Его покупателем является производитель тренажеров и поставщиком услуг обучения CAE.

Bombardier прогнозирует, что обе транзакции будут завершены к середине следующего года. В результате занятость на заводах канадского производителя снизится примерно на 5000 человек в следующие 12-18 месяцев. Единственными крупными самолетами, производимыми Bombardier, останутся региональные реактивные CRJ. Канадцы намерены посвятить все свое внимание этому семейству и разработать стратегические варианты, направленные на сокращение издержек и увеличение производства, а также оптимизацию послепродажного обслуживания флота,   в котором в настоящее время эксплуатируется 1500 бортов (CRJ100 / 200/700/900/1000).

Другие инициативы включают передачу ключевых конструкторов Q400 и дизайнеров другим подразделениям – большинство из них пойдет в отдел, занимающийся самолетами бизнес-класса. Также планируется создать новый офис по современным технологиям, который будет заниматься разработкой нового оборудования с использованием опыта работы на железнодорожном транспорте.

Андрей Бочкарев