Один из проектов ЦАГИ

Шутки в сторону – Анатолий Сердюков возглавит программу по созданию в России сверхзвукового бизнес-джета

Похоже, реализация сверхзвукового гражданского самолета на базе бомбардировщика Туполев Ту-160 пока останется в сфере мечтаний. Тем не менее один из наиболее успешных руководителей авиационной отрасли России, Анатолий Сердюков, намерен использовать конструкцию сверхзвуковой машины, чтобы успешно заполнить нишу на рынке.

Один из проектов ЦАГИ
Один из проектов ЦАГИ

В 2018 году после испытательного полета сверхзвукового бомбардировщика Ту-160 президент России Владимир Путин выразил свой дилетантский энтузиазм по поводу проекта. Тогда он сказал, что видит шанс для гражданского варианта машины. Это заявление вызвало ужас у конструкторов, понимающих абсурдность такого предложения, но вынужденных кивать головой.

Отвечая на вопрос об этом, Анатолий Сердюков, руководитель управления авиации госкорпорации Ростех, в беседе с РБК разъяснил вопрос. По его мнению, поскольку Ту-160 — стратегический бомбардировщик, на его основе построить пассажирский самолет невозможно. Он справедливо аргументировал это тем, что у военных самолетов слишком много особенностей. Более того, он не будет соответствовать международным требованиям по защите от шума и выбросов.

“Путин имел в виду, что вы можете опираться на опыт Туполева”, – попытался оправдать неловкое высказывание президента Сердюков. Российские сверхзвуковые исследования сосредоточены в Центральном аэрогидродинамическом институте, основанном в 1918 году. Однако, по словам главы Ростеха, первые многообещающие достижения для следующего поколения сверхзвуковых машин также были сделаны авиационным консорциумом ОАК, в который входят “Туполев”, “Сухой” и “Иркут”.

Однако стоит иметь в виду, что стоимость сверхзвуковых полетов намного выше, чем у обычных самолетов. Поэтому Ростех сосредоточится на … деловых-самолетах. По международным прогнозам, в ближайшее потребуется около 400 сверхзвуковых самолетов бизнес-класса общей стоимостью от 30 до 50 миллиардов долларов. “Есть ниша, и она имеет большое значение”, – признал Сердюков.

Однако у специалистов имеются сомнения в том, что Россия сможет создать сверхзвуковой пассажирский авиалайнер. Мы уже писали о том, что сделать это на базе Ту-160 физически не возможно и здесь Сердюков, в отличие от Путина прав. С другой стороны создание такого самолета с нуля, без практического опыта в бизнес-авиации вообще, представляется фантастикой, тем более если учитывать низкий технологический уровень России. За последние десятилетия, несмотря на огромные бюджетные вливания, этой стране  не удалось создать  коммерчески успешный пассажирский самолет.

Андрей Бочкарев