Boeing-Embraer Strategic Partnership

Скандальный развод Boeing и Embraer. Кто воспользуется шансом?

Вчера (25 апреля) Boeing объявил о расторжении своего основного соглашения о сделке – Master Transaction Agreement (MTA) с Embraer, в соответствии с которым обе компании стремились установить новое стратегическое партнерство. Embraer обвиняет Boeing в недобросовестности и намерен получить компенсацию.

Boeing-Embraer Strategic Partnership
Boeing-Embraer Strategic Partnership

В течение прошлого года мы подробно писали о ходе переговоров по этой сделке, а в начале этого сообщили, что Бразилия поддержала предложение Boeing приобрести коммерческое подразделение по производству реактивных самолетов Embraer. Тем не менее, падение рынков из-за пандемии коронавируса поставило под вопрос судьбу сделки стоимостью в 4,2 млрд долларов. Теперь стало известно, что она не состоится. Стороны планировали создать два совместных предприятия, одно — охватывающее подразделение гражданской авиации Embraer Commercial Aircraft, а второе — для производства среднего транспортного самолета C-390 Millennium.

Совместное предприятие Boeing-Embraer

После получения разрешения на партнерство от правительства Бразилии в январе 2019 года, а затем от акционеров Embraer в феврале прошлого года, компании предприняли тщательное планирование по созданию совместного предприятия, которое бы занималось производством и продвижением на рынке пассажирских самолетов Embraer, а также его услуг. Американцы должны были стать владельцами 80 процентов акций новой компании, получившей название Boeing Brasil – Commercial, в то время как Embraer должна была сохранить оставшиеся 20 процентов акций. Запланированное партнерство между Boeing и Embraer получило безоговорочное согласие всех необходимых регулирующих органов, за исключением Европейской комиссии, которая намеревалась вынести решение осенью этого года.

“Более двух лет Boeing усердно работал над заключением сделки с Embraer. За последние несколько месяцев мы провели продуктивные, но в конечном итоге неэффективные переговоры о невыполненных условиях MTA. Мы все пытались разрешить их до истечения срока годности, но этого не произошло. Это глубоко разочаровывает. Но мы подошли к моменту, когда дальнейшие переговоры в рамках MTA не решат встающие вопросы”, – сказал Марк Аллен, президент Boeing-Embraer Partnership & Group Operations.

Embraer не устраивает выход американцев из договора

Embraer утверждает, что Boeing неправильно расторг контракт и представил ложные претензии в качестве предлога, чтобы избежать обязательств по закрытию сделки и выплате Embraer 4,2 миллиарда долларов. Мы полагаем, что Boeing использует систематические схемы задержек и повторяющихся нарушений MTA из-за его нежелания завершать транзакцию в свете собственной сложной финансовой ситуации, проблем с имиджем на B737 MAX и других проблем в бизнесе. Embraer считает, что он полностью выполняет свои обязательства по MTA и выполнил все необходимые условия. “Бразильская компания предпримет любые законные действия против Boeing за ущерб, понесенный компанией в результате недобросовестного прекращения сотрудничества Boeing и нарушения MTA”, – заявил представитель Embraer.

Останется только сотрудничество по C-390

Boeing и Embraer, с другой стороны, будут поддерживать существующий контракт, первоначально подписанный в 2012 году и расширенный в 2016 году, для продвижения и развития рынков для многоцелевого среднего транспортного самолета KC-390/C-390. Согласно условиям предлагаемого партнерства, Embraer будет принадлежать 51 процент акций, а Боингу оставшиеся – 49 процентов В прошлом году Embraer добился определенных успехов в двух этапах этой программы: первый KC-390 был доставлен в ВВС Бразилии, а следующий — первый международный заказ, был получен из Португалии.

Для бразильского производителя, который оказался в трудном финансовом положении во время правления коррумпированного режима Дилмы Русеф, отказ американцев от покупки предприятия стал настоящим ударом. Embraer нуждался в средствах, которые помогли бы ему поддерживать производство гражданских коммерческих самолетов. Вероятно теперь он будет искать покупателя в других частях мира. Это хороший шанс для российских авиастроителей, которые в тщетной попытке создать востребованный на рынке продукт, потерпели полный провал с программой SSJ-100, а также для китайцев, испытывающих такие же проблемы.

Андрей Бочкарев