Уроки китайского для авиационной отрасли

Пандемический коронавирус Wuhan COVID19, который в настоящее время распространяется по всему миру, представляет собой серьезную проблему для авиационной отрасли. Это не означает, что отрасль не должна предпринимать надлежащих действий для минимизации последствий пандемии. Наши эксперты обобщили опыт Китая в борьбе с вирусом и подвели некоторые итоги.
Утверждение о том, что при сложившихся условиях в мире ситуация с авиационной отраслью не выглядит оптимистично, представляется гигантским преуменьшением. Расширяющаяся пандемия коронавирусной пневмонии COVID19   привела к гигантскому падению спроса на авиаперевозки, что, наряду со все более строгими ограничениями на полеты, передвижение и даже скопления граждан, вводимыми правительствами почти каждый день, фактически парализует деятельность перевозчиков и аэропортов по всему миру.

Во времена беспрецедентных кризисов, связанных со сдерживанием эпидемии COVID19, очень важно использовать любой положительный опыт в управлении текущей ситуацией. В этом отношении мы можем извлечь особый урок из деятельности китайской авиационной отрасли, кроме, разумеется тех мер, которые идут вразрез с правами человека и другими европейскими нормами.

Авиация Поднебесной первой столкнулась с распространяющейся эпидемией. Первые сведения о серьезности ситуации стали поступать еще до январского празднования китайского Нового года. Вскоре после этого резко упал спрос на авиаперевозки и авиакомпании из Китая были вынуждены очень быстро перейти в кризисный режим.

С позиции авиакомпаний с Запада это означает, что у китайской авиационной отрасли есть несколько недель опыта в борьбе с эпидемией коронавируса, опыт еще более ценен, поскольку уже в феврале власти страны приняли планы по оказанию помощи компаниям в секторе гражданской авиации. Кроме того, тщательный контроль со стороны Управления гражданской авиации Китая (CAAC) и обмен информацией и опытом, инициированные CAAC, помогли быстро разработать наиболее эффективные процедуры.

Первый урок, который можно было использовать, основываясь на опыте Китая, – это необходимость приостановить действие существующих правил предоставления и использования слотов. Чтобы приостановить действие правил во время кризиса, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) обратилась к правительствам стран 2 марта. Особые возражения Ассоциации были выдвинуты к правилу «используй или потеряй», которое требует, чтобы авиакомпании использовали не менее 80 процентов выделенных слотов при нормальных обстоятельствах. Невыполнение этого требования означает, что авиакомпания теряет право на слоты в следующем эквивалентном сезоне.

Первоначально, 4 марта, Европейская комиссия отклонила призывы авиационной отрасли приостановить действие правил. Свое решение Комиссия изменила только 10 марта, что означало потерю нескольких ценных дней, в течение которых авиакомпании были вынуждены совершать пустые рейсы только для того, чтобы сохранить право на ценные места во многих аэропортах.

Интересно, что китайские эксперты в обоснование необходимости приостановить действие правил, регулирующих использование слотов, ссылались не на экономические последствия для авиакомпаний, а на необходимость высвобождения большей емкости для грузовых рейсов. Этот, более широкий взгляд на ситуацию очень важен — многие эксперты подчеркивают особую роль поддержания цепочек поставок и обеспечения увеличения пропускной способности для рейсов с гуманитарной и медицинской помощью в борьбе с эпидемиями и пандемиями.

Рассмотрим официальные данные о контроле пассажирских рейсов с эпидемиологическим риском

В течение нескольких месяцев после вспышки эпидемии китайские власти последовательно выступали за сохранение пассажирских рейсов и, как и другие страны, организовывали репатриационные рейсы для своих граждан за рубежом. Это не означает, что Китай принял неограниченный приток пассажиров в свою страну, лелея надежду, что эти люди не заражены — соответствующие службы проводили тщательный осмотр пассажиров после прибытия и сразу изолировали людей с подозрением на инфекцию.

При реализации этой политики базы данных о текущем эпидемиологическом статусе в мире оказались очень полезными. Процедуры эпидемиологического контроля для каждого сообщения варьировались в зависимости от того, откуда прибыл рейс. Такой же дифференцированный подход использовался в отношении места жительства каждого пассажира (в городской местности? за городом? и транспортном узле?) и при отправке пассажиров на карантин.

При выявлении лиц, которые подлежали изоляции, не было никаких сомнений или поблажек — карантин должен начаться немедленно, и карантин должен быть как можно ближе к аэропорту. С этой целью администрация аэропорта сотрудничала с администрациями гостиниц, ближайших к аэропортам.

Столь строгие правила привели к быстрому заполнению гостиниц возле аэропорта Пекин Столичный (новый аэропорт Пекин Дасин был закрыт во время эпидемии), поэтому в течение некоторого времени все рейсы в Пекин до прибытия в столицу направляются в другие аэропорты, где пассажиры подвергаются медицинскому обследованию. Затем рейс с людьми без симптомов продолжает в столицу Пекина. Это решение облегчило проведение санитарных мероприятий главным аэропортом страны.

Усиление защиты сотрудников первой линии в контактах с пассажирами

Китай напоминает нам о том, каким должен быть стандарт, понятный во всем мире – в случае эпидемии или пандемии сотрудники, которые находятся на первой линии контакта с пассажирами, должны быть особенно защищены. Эксперты из Поднебесной также обращают внимание на еще один важный аспект защиты сотрудников — администрация аэропортов и другие организации, работающие в отрасли, должны максимально улучшить систему планирования работы, чтобы избежать одновременного появления множества сотрудников, например, при пересменах.

Заполнение декларации о прибытии в электронном виде

Эксперты из Китая не сомневаются — вместо заполнения декларации с историей полета на бумаге, по прибытии пассажиры должны заполнить декларацию в электронной форме. Это решение позволяет сразу вводить информацию в электронные базы данных, что облегчает отслеживание пассажиропотока и построение моделей эпидемической миграции. Электронные базы данных также имеют неоценимое значение при планировании восстановления полетов — это означает, что на основе информации, полученной от прибывающих пассажиров, авиакомпании будут знать, какие сообщения следует восстановить для выполнения операций в первую очередь после окончания пандемии.

Расширение использование процедур A-CDM

A-CDM, или Совместное принятие решений в аэропортах, – это система, созданная ACI Europe, Eurocontrol, IATA и Организацией гражданского аэронавигационного обслуживания (CANSO), задачей которой является повышение эффективности работы всех операторов аэропортов путем ограничения задержек, оптимизации рейсов, использования ресурсов и лучший прогноз и планирование событий. В начале 2019 года система A-CDM была внедрена в 28 аэропортах Европы.

В течение нескольких лет усовершенствованная версия системы использовалась в гражданской авиации Китая. В то время как европейский прототип системы содержит 16 элементов временной шкалы или временных отметок, многие аэропорты в Китае используют A-CDM с более чем 20 переменными. В первой официальной публикации системы, утвержденной властями Китая, есть более 40 временных шкал. Согласно информации с авиационного рынка, в 2019 году система действовала в 90 аэропортах Поднебесной.

Эта очень эффективная система, усовершенствованная в Китае с использованием таких технологических достижений, как большие объемы данных, интернет вещей (IoT) или искусственный интеллект (AI), показала множество полезных функций во время нынешнего кризиса. Внедрение данных о состоянии здоровья пассажиров и обстановке в других странах в операционную систему A-CDM позволило создать систему эпидемиологического контроля за всеми воздушными операциями.

Очень важным элементом мероприятий была возможность использования системы для планирования специальных парковочных мест, зон для пассажиров по прибытии и для указания гейтов к рейсам, прибывающим из зон с повышенным эпидемиологическим риском. Таким образом, A-CDM сводит к минимуму контакты между пассажирами, прибывающими из разных регионов, а также обеспечивает более эффективную дезинфекцию самолетов после полетов. Система также выдавала автоматические прогнозы для отмененных рейсов, что сводит к минимуму бесполезное прибытие пассажиров в аэропорт и накопление большого количества людей в терминалах.

Прогнозы, сделанные A-CDM автономно и заранее, даже на 15 дней вперед, в отношении использования слотов и доступных предложений аэропортов, позволили сократить понесенные расходы, а также в полной мере использовать ограниченные кадровые ресурсы.
В случае возникновения эпидемиологической ситуации администрации аэропортов в Китае попытались свести к минимуму контакты между пассажирами. Модули A-CDM позволили идентифицировать самые отдаленные места для парковки, а также наилучшим образом использовать посадочные рукава (PBB).

В это трудное время система также предоставляла информацию о каждом рейсе парамедикам, которых вызывали на помощь нуждающимся, что позволило им лучше оценить уровень риска.
Итоги деятельности Китая, представленное в форме уроков для авиационной отрасли, трудно переоценить. И тот факт, что воздушное движение в Поднебесной начинает возрождаться, должен стать дополнительным стимулом для рассмотрения представленных решений.

Некоторые мероприятия, такие как широкое использование A-CDM, являются результатом предыдущих крупномасштабных инвестиций, и, следовательно, их может быть трудно осуществить в одночасье во многих аэропортах. Однако существуют меры, которые можно предпринять практически сразу после введения соответствующих процедур, примером  чего является приостановка действия существующих правил использования слотов в аэропортах.
Однако, пожалуй, самый важный урок  это тот факт, что авиационная отрасль Китая решила поделиться своим опытом. В эти трудные времена мы не одиноки, нам не следует бояться использовать чужой опыт, а также делиться приобретенными знаниями и опытом.

Авиационная отрасль, игроки которой конкурируют между собой в обычных условиях, должна продемонстрировать единство в этот конкретный момент.

Андрей Бочкарев