В России продолжают лоббировать интересы местных авиапроизводителей в ущерб интересам потребителей

Согласно заявлениям, сделанным несколько лет назад, власти Кремля начали предпринимать практические шаги, чтобы заставить отечественных авиаперевозчиков приобретать новые самолеты, произведенные российскими компаниями. В прошлом году власти РФ решили, что любая авиакомпания, в которой государство имеет значительную долю участия, должна запросить у Комиссии по импортозамещению разрешение на покупку импортных пассажирских самолетов, если их стоимость превышает 1 миллиард рублей (15,6 миллиона долларов США). До сих пор российские власти применяли это положение в нескольких незначительных случаях. Однако 14 марта московские газеты сообщили, что авиакомпания «Победа» получила от властей рекомендацию сосредоточиться на приобретении MS-21 вместо Boeing 737 MAX . Это вызвало негативную реакцию как со стороны финансовых аналитиков, руководства авиакомпании, так и потенциальных пассажиров, что, однако, не изменило способ мышления лиц, принимающих решения. Вице-премьер Юрий Борисов, ответственный за российский военно-промышленный комплекс, назвал эти сообщения спекуляцией. «Пользователи, чьи интересы имеют для нас большое значение … Я имею в виду граждан Российской Федерации, которые пользуются [воздушным транспортом], – пояснил Борисов, добавив, что комиссия [по импортозамещению] намерена сохранить российский рынок для российских производителей якобы … не ущемляя интересов потребителей, то есть российского населения.

Авиакомпания «Победа», в настоящее время эксплуатирующая 26 единиц Boeing 737-800, получила правительственное разрешение на покупку 20 самолетов 737 MAX 8 в 2019-2021 годах. Кроме того, перевозчик намерен приобрести еще 30 самолетов, которые будут поставлены после 2022 года. Однако, как сообщают российские СМИ, власти, похоже, игнорировали преимущества, которые покупка MAX принесла бы этому перевозчику.

«Наши авиакомпании подают многочисленные заявки, не только относительно покупки Boeing 737 MAX или Airbus A320, но и других иностранных типов. [Учитывая предоставление им разрешения], мы всегда учитываем, есть ли у нас наш аналогичный самолет», – сказал Борисов. В то же время власти напомнили руководству «Победы», что их материнская компания «Аэрофлот» осенью 2018 года решила приобрести 100 Superjet. При этом правда забыли добавить, что это было сделано под их жестким давлением.

С подобными проблемами столкнулись Red Wings. Его руководство сообщило для СМИ, что им пришлось отказаться от аренды 6 штук Airbus A220-300, не раскрыв причину решения. По этой причине компания не смогла запустить несколько дополнительных маршрутов в текущем летнем сезоне. Более того, до настоящего времени Росавиация не выдала Сертификат типа на A220, который позволил заинтересованным местным перевозчикам эксплуатировать эту модель.

Позиция российских властей шокирует тем, что они защищают интересы российских производителей самолетов, который пока нет и не предвидится в скором времени, а может быть уже никогда. МС-21 только испытывается, а без композитных крыльев на нем можно поставить крест, так как в современных условиях эксплуатация тяжелого самолета будет убыточна. Сухой-Супер-Джет-100 уже показал свою низкую надежность и только то, что они практически остаются на земле, уберегает пассажиров от потенциальных катастроф.

Андрей Бочкарев