Взгляд в будущее: один пилот лучше двух

Взгляд в будущее: один пилот лучше двух

Авиация развивается, и некоторые вещи, которые казались необходимыми, больше не нужны. Нормативные акты, как правило, отстают от технологических разработок, поэтому часто требуется время для реализации возможностей, даже если технически они уже осуществимы. В других случаях использование старых методов обусловлено общественным мнением.

Взгляд в будущее: один пилот лучше двух

Считается, что следующим этапом эволюции коммерческой авиации станет эпоха, в которой коммерческими самолетами будет управлять только один пилот, вместо двух. Но чтобы это стало реальностью, необходимо преодолеть некоторые технические и социальные препятствия.

Хотя наличие двух пилотов на сегодняшний день является стандартом, так было не всегда. Еще в начале 1980-х годов появился Boeing 757, в котором кроме капитана и первого пилота, на борту находился бортинженер для контроля и обслуживания систем самолета.

Технологические достижения и усовершенствования стандартных эксплуатационных процедур сделали роль бортинженера устаревшей, и вскоре она была принята в качестве отраслевого стандарта.

Но всего за несколько коротких лет до того, как бортинженер был заменен компьютерами, он был незаменимой частью экипажа. Еще раньше в истории коммерческой авиации, помимо бортинженера, во многие дальние рейсы также входили штурман и радист. Но эти должности также стали неактуальными, благодаря достижениям в области технологий.

Взгляд в будущее: один пилот лучше двух

Существует большая вероятность того, что в скором времени коммерческим самолетом будет управлять только один пилот. Во многом это будет похоже на управление частным самолетом. Но прежде чем это произойдет, необходимо преодолеть три основных препятствия, а именно: безопасность, эксплуатационные ограничения самолета и общественное мнение.

Большим преимуществом наличия двух пилотов в кабине является страховка на случай, если капитан будет не способен управлять самолетом. Могут возникнуть нештатные ситуации, при которых капитан не сможет управлять самолетом, и это поставит под угрозу весь полет, если на борту будет находиться только один пилот.

Предложенное решение для устранения этого повышенного риска состоит в том, чтобы в центрах управления полетом находились резервные пилоты, имеющие возможность управлять самолетом дистанционно с земли.

С другой стороны, в настоящее время на рынке нет коммерческих самолетов, которые бы могли в одночасье перейти на однопилотное управление.

НАСА осуществило проверку концепции однопилотного управления на симуляторах Boeing 737 и обнаружило, что рабочая нагрузка на одного пилота неприемлема в любых тестируемых условиях. Чтобы проводить такие эксперименты, нужно либо изготовить совершенно новый самолет, либо модернизировать самолет нынешнего поколения так, чтобы увеличить количество автоматизированных систем и уменьшить нагрузку на пилота.

Финалом введения новшества станет общественное мнение, и это не тот нюанс, который можно преодолеть с помощью новых технологий. Для смены парадигмы потребуется время. И, вероятно, пройдет много времени, прежде чем однопилотное управление станет стандартом. Как и в случае с большинством новых технологий, потребители хотят, чтобы система была максимально проверена, прежде чем будет введена в массы.