Задолженность авиационной отрасли перед кредиторами к концу года может составит 500 млрд долларов

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала анализ, показывающий, что мировой долг авиационной отрасли может вырасти к концу года до 550 млрд долларов. Это увеличение на 120 миллиардов долларов США по сравнению с уровнем долга на начало 2020 года. Важной проблемой для авиакомпаний может быть возврат займов и обязательств по преодолению пандемического кризиса.
Финансовая помощь — спасательный круг, чтобы пережить самый тяжелый кризис не прекращая деятельности. Тем не менее, в более поздний период возобновления воздушного движения отрасль будет обременена почти 550 миллиардами долларов, что означает огромный рост на 28 процентов против 430 миллиардов долларов в конце 2019 года.

“Государственная помощь помогает поддерживать ликвидность отрасли. Еще одна проблема будет заключаться в том, чтобы не дать авиакомпаниям утонуть в бремени задолженности, которое создает помощь”, – заявил на пресс-конференции во вторник (26 мая) генеральный директор IATA Александр де Жюняк.

Финансовая помощь создает финансовые обязательства

Всего правительства выделили 123 миллиарда долларов финансовой помощи для авиакомпаний. Из этой суммы перевозчики должны вернуть 67 миллиардов долларов с процентами. Остальную сумму в основном составляют субсидии на оплату труда (34,8 млрд долларов США), акционерного финансирования (11,5 млрд долларов США) и налоговых льгот или прямых субсидий (9,7 млрд долларов США). Это очень важно для авиакомпаний, которые потратят около 60 миллиардов долларов своих наличных резервов только во втором квартале 2020 года.

Новый долг в 67 миллиардов долларов состоит из государственных займов на 50 миллиардов долларов, отложенных налогов (5 миллиардов долларов) и гарантий по кредитам (12 миллиардов долларов). В свою очередь, 52 миллиарда долларов поступает из коммерческих источников, включая коммерческие кредиты (23 миллиарда долларов США), займы на рынке капитала (18 миллиардов долларов США), задолженность по новой операционной аренде (5 миллиардов долларов США) и доступ к существующим кредитам (6 миллиардов долларов США).

“Более половины помощи, предоставляемой правительствами, создает новые обязательства. Менее 10 процентов добавит их в стоимость авиакомпании. Это полностью меняет финансовую картину отрасли. Погашение долгов перед правительствам и частными кредиторами сделает кризис более продолжительным, чем время, необходимое для восстановления спроса пассажиров”, – объясняет де Жюняк.

Кто дал больше всего?

123 миллиарда долларов государственная помощь составляет 14 процентов от общего дохода авиакомпаний в 2019 году (838 млрд долларов). В финансовой помощи авиакомпаниям все еще есть пробелы, которые необходимо заполнить.

Правительство США вышло на первое место с Законом CARES в качестве основного компонента финансовой помощи североамериканским перевозчикам. В общей сложности на долю региональных авиакомпаний пришлась сумма равная четверти годовой выручки с 2019 года. Европа находится на втором месте с помощью в 15 процентов от годового дохода за предыдущий год. В Азиатско-Тихоокеанском регионе – 10 проц. В свою очередь, в Африке, России, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке помощь в среднем составляет около 1 процента доходов от 2019 года.

Там, где правительства не реагировали достаточно быстро или оказали ограниченную финансовую помощь, прошла волна банкротств. Примерами могут служить Австралия, Италия, Таиланд, Турция и Великобритания. Значительная финансовая помощь для авиакомпаний теперь имеет экономический смысл. По словам де Жюняка, перевозчики будут готовы обеспечить поддержку рабочих мест, когда экономика вновь откроется.

Андрей Бочкарев