fbpx

Глобальное введенение обязательного тестирования на Covid-19 в аэропортах становится все реальнее

Третья волна заражений COVID-19  Европе и в мире  либо уже началась, либо только приближается. Условия пересечения границ  ужесточаются, а самый распространенный метод сдерживания развития пандемии – отправка пассажиров на карантин.

Очередь на тестирование в аэропорту Завентем в Бельгии
Очередь на тестирование в аэропорту Завентем в Бельгии

Это самый простой способ (хотя и вызывает пробки в аэропортах) для правительств по сокращению числа случаев заболеваний. Санитарные правила не позволяют открывать все посты пограничного контроля, чаще всего открыт каждый второй пункт контроля документов, хотя пассажиры, которые раньше стояли бы в очереди, сидели в самолете рядом друг с другом по несколько часов. А в случае обязательного карантина все пассажиры, прибывающие из пунктов назначения, подпадающих под действие этих правил, должны быть зарегистрированы. Внедрение экспресс-тестов в аэропортах вылета потребовало бы гораздо больших усилий, больших затрат и решения  организационных вопросов. Вот почему так мало стран выбирают это решение. Но с другой стороны, все больше стран требуют от прибывших предоставить отрицательный результат теста, сделанный  как минимум за 72 часа до прибытия.

Такое решение соответствует  рекомендациям Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), которая признала, что широкомасштабные  проверки являются предпосылкой для возобновления полетов. “Авиационная отрасль полностью поддерживает тестирование пассажиров перед вылетом при условии, что это должно быть первым шагом к безопасному открытию границ. Не может быть, чтобы испытания были дополнительным препятствием для авиаперелетов. Предоставления  отрицательного результата теста должно быть достаточно, чтобы пассажир, решивший отправиться в путешествие в эти трудные времена, смог безопасно въехать в страну, где его не будут помещать в карантин”, – говорится в заявлении IATA.

Несогласованность в правилах

На данный момент  авиаперевозкам добавляются новые препятствия, и авиакомпании наказываются лишением права выполнять сообщение, если они доставят пассажира, зараженного COVID-19. В настоящее время такие правила действуют в Китае и Гонконге. Авиакомпания Emirates в Дубае только что была оштрафована регулятором воздушного движения Гонконга за то, что на борту одного из самолетов находилось 5 пассажиров с COVID-19. Кроме того, в Китае и Гонконге действуют 14-дневный и 21-дневный карантин соответственно. Напротив, Канада и Великобритания теперь требуют, чтобы пассажиры  предоставили отрицательный результат на COVID-19, а затем все равно помещают их в карантин. О последствиях можно судить по информации от других авиакомпаний, включая обычно смелые Ryanair и Wizz Air, которые закрывают или приостанавливают рейсы.

Между тем, до сих пор нет никаких общих правил тестирования ни в мире, ни даже в Европе. На Старом континенте всего несколько аэропортов (большинство из них в Германии), где можно пройти тест перед вылетом, но и там  придется подождать несколько часов для получения результата. Поэтому перед вылетом необходимо прибыть в аэропорт минимум на 5-6 часов раньше. В этой ситуации пассажиры предпочитают потратиться на тест ПЦР, но это в свою очередь связано с серьезными расходами. Стоимость экспресс-теста ПЦР составляет  почти 200 евро, результат – до 5 часов. Если пассажир решил подождать дольше, он потратит меньше 120 евро. Это означает, что тестирование обычно обходится дороже, чем само путешествие.

IATA не единственная организация, которая призывает правительства гармонизировать правила. Глава лондонского аэропорта Хитроу призывает собственное и другие правительства просто руководствоваться здравым смыслом в нынешней ситуации.  “Нам больше ничего не нужно”, – сказал он по радио BBC.  “Людям необходимо точно знать, какие тесты им следует пройти, потому что это позволит нам вернуться к довольно нормальной и безопасной деятельности”, – сказал Холланд-Кайе. И он не скрывал своих сомнений в том, что такие общие принципы будут приняты.

Что нас, пассажиров, ждет в этой ситуации? Пока не спадет нынешняя волна заболеваний, вероятно, ничего не изменится. Затем, при оптимистичном сценарии, могут быть созданы единые  правила для путешествий по Европе, и правительства согласятся не помещать посетителей в карантин.

Таким образом, сезон 2021 года будет потерян, если  группы стран  не договорятся об общих правилах тестирования. Пока что авиакомпании фактически потеряли надежду что-то заработать в  следующие несколько месяцев. После этого остается только уповать на то, что, по крайней мере, некоторые группы стран взаимно решат разблокировать поездки, как это было летом 2020 года. За исключением тестов, которые, вероятно,  станут обязательными. Ведь вакцина не всех защитит от инфекции, она только облегчит течение этой страшной болезни.

Андрей Бочкарев

Business aviation