Испытания 100-процентного биотоплива для питания реактивных двигателей прошли успешно

Предварительные результаты первого в мире исследования 100-процентногоприменения устойчивого авиационного топлива (SAF) для питания  двух реактивных двигателей является многообещающим. Исследование ECLIF3 с участием Airbus, Rolls-Royce, немецкого исследовательского центра DLR и производителя топлива Neste впервые позволило измерить эффект от использования 100-процентного  SAF одновременно в обоих двигателях пассажирской машины – Airbus A350, оснащенного двигателями Rolls-Royce Trent XWB.

A350  над Средиземным морем в сопровождении исследовательского самолета Falcon
A350 над Средиземным морем в сопровождении исследовательского самолета Falcon

В апреле этого года. A350 совершил три полета над Средиземным морем в сопровождении исследовательского самолета Falcon, принадлежащего центру DLR. Установленное на нем оборудование позволило сравнить выбросы во время полета авиационного керосина и гидрообработанных сложных эфиров и жирных кислот (HEFA) производства Neste. Исследовательская группа также провела тесты на соответствие, используя 100-процентный  SAF и не обнаружил никаких проблем в работе.

Летные испытания 100-процентной топливной смеси SAF и HEFA / Jet A-1 возобновились в ноябре. Были также проведены наземные испытания на выбросы для количественной оценки преимуществ использования SAF для качества воздуха в районе взлетно-посадочных полос. Исследовательская группа обнаружила, что SAF выделяет меньше твердых частиц, чем обычный керосин, при всех испытанных условиях работы двигателя, что указывает на потенциал снижения воздействия на климат и улучшения качества воздуха вокруг аэропортов. Кроме того, SAF имеет более низкую плотность, но более высокое энергосодержание на килограмм топлива по сравнению с авиационным керосином, которое имеет преимущества более низкого расхода топлива и меньшей массы топлива для того же полета. Детальный анализ данных, собранных командой, в настоящее время продолжается.

«Двигатели и топливные системы можно испытать на земле. Но единственный способ получить полный набор данных о выбросах, необходимых для успешной реализации этой программы, — это полет в реальных условиях. Летные испытания A350 позволяют оценить прямые и косвенные выбросы двигателя, включая твердые частицы, из-за самолета на большой высоте», — сказал Стивен Ле Моинг, руководитель программы New Energy в Airbus.

«Наши испытания дополняются испытаниями наших двигателей, которые мы проводили на земле и в воздухе. Мы не видим никаких технических препятствий для использования в наших двигателях 100-процентного SAF. Если мы действительно хотим устранить выбросы от дальних авиаперелетов, ключевым фактором будет 100-процентный  SAF. Вот почему мы поддерживаем сертификацию использования этого топлива для увеличения его коммерческого использования», — сказал Саймон Берр, директор по развитию продуктов и технологий гражданской авиации Rolls-Royce.

Исследовательский самолет DLR Falcon оснащен многочисленными датчиками, которые позволяют измерять выбросы выхлопных газов на эшелоне полета с расстояния всего 100 метров от A350. Полученные данные поступают на научное оборудование, где они анализируются.

«Было показано, что использование SAF имеет значительно меньший углеродный след в течение жизненного цикла по сравнению с обычным реактивным топливом. Теперь мы видим, что это также полезно для снижения других эффектов, помимо выбросов CO2. Такие тесты позволяют нам и дальше развивать знания о 100-процентном SAF и его использовании в полете. Мы видим положительные признаки возможности смягчить последствия изменения климата. Мы с нетерпением ждем данных второй серии испытаний ECLIF3, которые были возобновлены над Средиземным морем в начале ноября», — сказал Маркус Фишер, член совета директоров DLR по аэронавтике.

В 2015 году DLR провела испытания ECLIF1, изучая влияние использования альтернативных видов топлива на исследовательские самолеты Falcon и A320 ATRA. Эти исследования были продолжены в 2018 году как ECLIF2. Затем A320 ATRA работал на смеси стандартного реактивного топлива и до 50-процентного HEFA. Исследования показали полезные свойства (снижение выбросов) топливных смесей, содержащих до 50 процентов SAF и проложили путь к испытаниям ECLIF3, в ходе которых самолет был заправлен 100-процентным SAF.

Андрей Бочкарев

Greece Business Aviation