Санкции США ударят по странам, оказавшим государственную поддержку Airbus

Соединенные Штаты наложили пошлины на отдельные товары из Европейского Союза. Среди них были в первую очередь большие пассажирские самолеты, покрытые 10-процентной ставкой, и такие продукты, как вино и оливки.
Санкции США против airbusЭто является результатом решения Всемирной торговой организации (ВТО), которое позволило США наложить пошлины в сумме 7,5 миллиарда долларов США на товары, импортируемые из Европейского Союза. Вся эти меры являются частью 15-летнего спора между США и Европой о незаконной поддержке их авиакомпаний-производителей – Airbus и Boeing.

Полный список запланированных пошлин появился в апреле и включал в себя сотни промышленных и сельскохозяйственных товаров из ЕС, за ввоз которых будут взиматься дополнительные 25 процентов. Они покроют, среди прочего Французское вино, итальянский сыр, испанское оливковое масло и шотландский виски. Импорт самолетов из Старого Континента облагается 10-процентным тарифом. Цель США — наказать страны, ответственные за незаконную государственную поддержку для Airbus: Германия, Франция, Испания и Великобритания.

Роберт Лайтхайзер из офиса торгового представителя США подчеркнул, что в течение многих лет Европа субсидировала Airbus, что негативно сказывалось на авиационном рынке США. «Наконец, через 15 лет ВТО подтвердила, что Соединенные Штаты имеют право вводить пошлины в ответ на незаконные субсидии ЕС», – сказал Лайтхайзер. Он добавил, что тарифы вступят в силу 18 октября, и американская сторона надеется, что дальнейшие переговоры с Евросоюзом будут направлены на решение проблемы, которая не нанесет вреда американским рабочим.

Дело ВТО было начато в 2004 году, когда Соединенные Штаты подвергли сомнению правомерность финансовой помощи, предоставляемой Францией, Германией, Испанией и Великобританией концерну Airbus для проектирования и производства серии крупных гражданских самолетов. Это был низкопроцентный кредит, который государственные органы выделили производителю.

ВТО вынесла решение по этому вопросу в 2011 году, но Соединенные Штаты утверждали, что ЕС не предпринял достаточных шагов для того, чтобы отменить субсидии для Airbus и устранить негативные последствия этих субсидий для Boeing. Поэтому Соединенные Штаты подали иск против ЕС за несоблюдение, ставя под сомнение действия, предпринятые ЕС.
В марте 2018 года администрация США ввела пошлины в размере 25 процентов на сталь и 10 на алюминий, импортируемый в США. Это побудило ЕС в июне прошлого года наложить пошлины в размере 2,8 млрд евро на американские товары, такие как виски, мотоциклы и апельсиновый сок. Европейские страны опасаются, что американцы могут также наложить дополнительные пошлины на автомобили, произведенные на Старом континенте, а это может иметь негативные последствия для крупных экономик.

Последствия торговых споров между США и ЕС должны послужить уроком для других производителей, финансируемых из государственного бюджета своих стран и намеревающихся, продавать самолеты на внешнем рынке. Особенно это касается Китая, поскольку после крупных неудач с проектами SukhoiSuperJet и МС-21 Россия выбывает из игры.

Андрей Бочкарев