Деловая авиация перехватывает поток командировочных пассажиров бизнес-класса у традиционных авиакомпаний

Авиация все еще борется с последствиями  пандемии COVID-19. Пассажиры возвращаются к полетам медленнее, чем ожидалось. При этом их основной поток отправляется по своей стране или в отпуск. В то же  время известно,  что традиционные авиакомпании больше всего зарабатывают на деловых пассажирах, отправляющихся на дальние расстояния, и больше всего они ожидают возвращения этой группы клиентов.

Салон бизнес-класса Airbus A321LR компании Four Seasons
Салон бизнес-класса Airbus A321LR компании Four Seasons

Клиенты салонов бизнес-класса имеют большое значение. Они составляют  приблизительно  10-12 процентов пассажиров регулярных рейсов, но поскольку они часто летают и на их решение  не особо влияет цена билета, они приносят перевозчикам до 60 процентов доходов.

Из-за пандемии коронавируса путешествия по некоторым маршрутам по-прежнему невозможны, но это не единственная проблема. Виртуальные встречи с использованием различных типов служб обмена мгновенными сообщениями стали ответом на новую ситуацию во многих компаниях. Все указывает на то, что эта тенденция сохранится и станет нормальной частью работы.
Французские ученые: 38 проц.  поездок заменят видеоконференцсвязь
Французский ученый из Chaire Pégase опубликовал 8 июня результаты опроса, в ходе которого были опрошены 548 человек,  до сих пор летавших  по делам. На основании собранных ответов выяснилось, что 72 процентов  респондентов в 2020 году путешествовали значительно реже, чем до кризиса. До коронавируса только 16 проц.  респондентов регулярно участвовали в онлайн-встречах, а теперь почти все.
Это означает, что в 2020 году 53 проц.  командировок были заменены видеоконференциями, а в случае дальнейших ограничений в авиационной сфере этот процент должен остаться на уровне 51 проц. Если ограничения будут сняты, то, по мнению французских ученых, все равно 38 проц.  реальных встреч  будут заменены на виртуальные.
Стоит отметить, что 31 проц.  респондентов планируют путешествовать столько же, а в долгосрочной перспективе 58 проц.  должны летать так же или чаще, чем до пандемии COVID-19.
Масштаб изменений будет зависеть от характера встреч. Компаниям намного проще отказаться от внутренних поездок, связанных, например, с надзором за собственными проектами или инвестициями, чем от поездок, связанных с установлением контактов и взаимоотношений – это хорошее предзнаменование для индустрии выставок и конференций, которая также сильно пострадала в последние месяцы.
Рынок переживает серьезные изменения
Мнения о будущем авиационного рынка разделились, и не все с оптимизмом смотрят на предстоящие годы. Все анализы показывают, что деловые поездки традиционными авиакомпаниями не вернутся к уровню, предшествующему пандемии в краткосрочной перспективе. Некоторые встречи по-прежнему будут проводиться в режиме онлайн, поэтому компании не будут так охотно отправлять сотрудников в командировки. Так что структура спроса изменится. По нашим оценкам, возможно, некоторые крупные авиакомпании  захотят изменить модель работы от традиционной системы hub and spoke, предпочитая модель point-to-point с  размещением части флота в других региональных аэропортах с учетом именно туристического потока, который не всегда совпадает с направлениями деловых поездок.
Деловое движение, конечно, никуда не денется, но ожидать его возвращения к предпандемическим уровням и структуре  слишком оптимистично. Личные отношения и встречи останутся важными, но подавляющее большинство компаний, особенно крупнейшие корпорации, осознали, насколько ненужной была большая часть рутинных деловых поездок. С другой стороны, заключение крупных контрактов не может зависеть от состояния традиционных авиакомпаний, поэтому деловые клиенты все чаще будут пользоваться услугами деловой авиации.
Кроме того, для многих компаний становится все более очевидным, что экологическая ответственность просто намного важнее этически и с точки зрения имиджа, чем зачастую ненужные деловые встречи. Вероятно  после пандемии количество особо коротких и близких поездок на встречи среднего звена, технических или для поддержания деловых отношений, не связанных с новыми и крупными контрактами, будет постоянно сокращаться. “Вряд ли кто-нибудь еще будет летать через Европу на двухчасовую сессию PowerPoint и обратно. Бизнес-трафик станет более премиальным, чем раньше”, — подчеркивают  наши аналитики.
Андрей Бочкарев
תעופה עסקית AVIAV