Cathay Pacific в зоне политической турбулентности

Cathay Pacific, одна из самых известных авиакомпаний в мире, переживает трудный период. Вопреки своей воле перевозчик оказался в центре внимания китайских властей, ищущих способ остановить продолжающиеся акции протеста в Гонконге. В результате чего, после пропагандистской кампании против Cathay Pacific, перевозчик сменил свое руководство.

Авиалайнер Cathay Pacific над Гонконгом

Авиалайнер Cathay Pacific над Гонконгом

11-я неделя продолжающихся в Гонконге протестов против соглашения с Китаем об экстрадиции и жестокости полиции создает растущую атмосферу неуверенности в будущем особого административного района. В течение некоторого времени подобная атмосфера неуверенности в будущем сопровождала сотрудников и инвесторов авиакомпании Cathay Pacific, которые вопреки их воле оказались в беспрецедентной ситуации, угрожающей будущему перевозчика.

Пекин требует дисциплины сотрудников

Источник последних проблем Cathay Pacific не должен рассматриваться в экономической ситуации компании –  после периода систематического спада начались улучшения, о чем свидетельствуют более высокие финансовые результаты перевозчика, чем ожидалось инвесторами в первой половине 2019 года. К сожалению для Cathay Pacific, этот известный бренд из Гонконга оказался на первая линия пропагандистского огня со стороны властей Коммунистической партии Китая, которая ищет новые способы, чтобы остановить продолжающиеся протесты большой группы жителей особого административного района.

26 июля акции протеста также переместились в аэропорт, в зону прибытия, где протестующие пытались информировать прибывающих людей о продолжающемся протесте, а 5 августа общая забастовка привела к отмене более 200 рейсов из аэропорта. Каждый раз власти Пекина реагировали на такой поворот событий очень агрессивно, предупреждая Cathay Pacific, основного перевозчика в аэропорту, о возможном бойкоте со стороны китайских пассажиров, и требуя, чтобы сотрудники перевозчика ни при каких обстоятельствах не присоединились к протестующим. «У нас работает 27 000 граждан Гонконга, работники выполняют разные виды работ … Конечно, мы даже не можем себе представить, как им говорить о чем-либо», – ответил Джон Слосар, председатель правления Cathay Pacific 7 августа.

Этот ответ не был тем, что хотели услышать власти Пекина. Вскоре после этого появились сообщения о том, что два пилота перевозчика приняли участие в акциях протеста, а затем произошла утечка данных о групповом бронировании пассажиров, обслуживающих полицию Гонконга, за которой якобы стояли два наземных работника. Эти два события стали предлогом для Управления гражданской авиации Китая направить беспрецедентные требования в Cathay Pacific, которые оно объяснило проблемами безопасности.

Перед каждым рейсом в Китай перевозчик должен был представить список членов экипажа для принятия, гарантируя, что никто из пассажиров на борту не участвовал в акциях протеста в Гонконге. Кроме того, CAAC начал требовать от Cathay Pacific заранее предоставлять список всех рейсов, летящих над воздушным пространством Китая. Невыполнение этого требования может привести к закрытию воздушного пространства для воздушного судна перевозчика. Для авиакомпании со значительной долей доходов от китайского рынка почти все маршруты в Европу и значительная часть маршрутов до восточного побережья США пролегают через Китай (на маршрутах в США Cathay Pacific часто использует трансполярные маршруты), закрытие воздушного пространства этой страны будет практически равносильно неспособности выполнить операцию.

На этот раз руководство компании четко заявило, что оно будут приспосабливаться к требованиям Китая, и поспешило дать указание сотрудникам обращать внимание на свое поведение также в нерабочее время и в социальных сетях, объявив о политике «нулевой терпимости» к отходу от официальной линии. Пилоты, участвовавшие в акциях протеста, были уволены, несмотря на то, что разбирательство против них не закончилось. От компании поступило заявления о поддержке властей в Гонконге и “территориальном единстве Китая”, а также об осуждении социальных протестов. Такая односторонняя поддержка властей Гонконга и Китая уронила остатки престижа перевозчика в глазах протестующих. Многие из них призывали бойкотировать Cathay Pacific.

Натиск проправительственных СМИ

После того, как Гу Сяохун, глава общего департамента CAAC, заявил, что документы, представленные Cathay Pacific, отвечают требованиям китайского офиса, гонконгские операторы надеются, что они смогут завоевать благосклонность властей в Китае и выйти из кризиса. Фактически же, Пекин не забыл первоначальные заявления руководства авиакомпании об отказе вмешиваться в личную жизнь сотрудников.

Хотя информация о социальных акциях протеста в Китае долгое время подвергалась цензуре, ситуация изменилась после гигантской акции протеста в аэропорту в Гонконге 12 и 13 августа. В эти дни протесты привели к отмене дневных и ночных рейсов из аэропорта. Кроме того, на выходных, предшествовавших протестам, местная полиция продемонстрировала в аэропорту крайнюю жестокость по отношению к участникам, а также по указанию офицеров под прикрытием, проникшим в оппозиционную среду, арестовала лидеров движения. Это вызвало атмосферу подозрения и паранойи, в результате чего протестующие в аэропорту незаконно задержали и избили двух человек, подозреваемых в том, что они агенты из Китая. Одним из них оказался журналист из китайской газеты Global Times. Этот акт анархии, за который протестующие извинились перед общественностью на следующий день, был использован и растиражирован китайскими проправительственными СМИ, которые инициировали пропагандистскую войну против протестов в Гонконге. В его центре оказалась авиакомпания Cathay Pacific.

Проправительственные СМИ, а также власти в Пекине прозрачно намекали, что за гонконгскими протестами стоят “враждебные иностранные силы”, которые стремятся вызвать дестабилизацию и отделение особой административной зоны от страны. Намек на иностранное влияние, который The Economist назвал «смешным и странным», пришелся ударом по Cathay Pacific, компании, на 45 процентов принадлежащей британской группе Swire (те же СМИ скромно умолчали, что владельцем 30 процентов акций является Air China, у которой также есть несколько представителей в совете директоров авиакомпании, в том числе вице-президент и финансовый директор).

Проправительственные СМИ также начали клеветническую кампанию, нацеленную на своих собственных граждан, изображая Cathay Pacific как авиакомпанию с печально известными проблемами безопасности. Газета Ta Kung Pao утверждает, что в истории перевозчика имеются случаи столкновений самолетов и факты курения сигарет в кабине пилотов. Правительственный CCTV сообщил, что система бортовых развлечений Cathay Pacific изображает Гонконг и Тайвань как независимые некитайские страны. Большое внимание было уделено участию пилотов и работников бортпроводников в акциях протеста. По мнению проправительственных СМИ и блогеров, это может представлять угрозу безопасности – в качестве примера были приведены события 11 сентября 2001 года, а в свете текущих знаний и событий — весьма гипотетическая теория о Malaysia Airlines, в которой утверждается что рейс MH370 угнал пилот.

Атака на перевозчика оказалась эффективной. Согласно China Aviation Review, на этой неделе средний уровень заполнения Cathay Pacific на маршрутах в Китай стал на 30 процентов ниже, чем в прошлом году.

В Cathay Pacific полетели головы, деловой мир в шоке

Столь интенсивная пропагандистская кампания и жесткие требования Пекина, чтобы компания прямо и без какой-либо двусмысленности высказалась на стороне властей, должна была принести плоды. 12 августа, когда еще продолжились протесты в аэропорту Гонконга, CAAC призвал 45-летнего британского миллиардера Мерлина Свира, главу столичной группы, к переговорам в Пекине. По словам источников из South China Morning Post, во время встречи Свир услышал, что необходимы изменения в управлении перевозчиком. Четыре дня спустя, в пятницу, 16 августа, весь авиационный мир шокировало известие об отставке с поста Руперта Хогга, уважаемого сотрудниками президента перевозчика, который избавил Cathay Pacific от финансовых проблем, и его заместителя Пола Лу Карпуи. Первой объявила о его уходе китайская проправительственная газета People’s Daily, в которой с удовлетворением говорилось, что Cathay Pacific «самостоятельно провела химиотерапию» и «все глубоко переосмыслила».

Вынужденное решение уволить Хогга встретило широкий резонанс не только в авиационной отрасли, но и во всем деловом сообществе Гонконга. «Позорное решение Cathay освободить своего президента по соображениям «безопасности» насторожило деловую среду Гонконга, которая начинает осознавать тот факт, что она не уже работает в прежних условиях без вмешательства Пекина, вопреки тому, что сулила модель «Одна страна, две системы», – комментирует Майкл Смит, корреспондент Австралийского финансового обозрения.
«Это больше не Гонконг»

Горечь и слова о «белом терроре» обрушиваются на сотрудников перевозчика. Члены летного экипажа и бортпроводников боятся полетов в Китай, и если им приходится вылетать, они берут в эти рейсы отдельные телефоны, опасаясь обыска содержимого. Экипажи также боятся говорить друг с другом о политике, так как они не знают, кто из коллег выражает прокитайские симпатии и может донести своему начальству.

Новый президент Cathay Pacific Августус Тан Кинвинг, 60-летний ветеран группы Swire, которому по сообщениям прессы на момент вступления в должность оставалось всего несколько недель до выхода на пенсию, подчеркнул необходимость того, чтобы сотрудник соответствовал требованиям CAAC. Тан объявил политику «нулевой терпимости к любой незаконной деятельности». «То, как каждый из нас ведет себя не только на работе, при обслуживании клиентов, но и вне работы – в социальных сетях и в повседневной жизни, – влияет на то, как нас воспринимают как компанию», – написал Тан в обращении к сотрудникам.

«Как вы можете контролировать людей, чем они занимаются в свободное время? Это уже не Гонконг. У нас здесь есть право на свободу выражения. У нас есть своя судебная система и административное право», – сказал Джереми Тэм, член Законодательного совета Гонконга и до прошлой недели пилот Cathay Pacific, который прекратил работу в компании, чтобы не давать китайским властям повода для нападок на нее.

Последней жертвой сложной ситуации в Cathay Pacific стала Ребекка Си, глава Ассоциации бортпроводников авиакомпании Dragon Hong Kong. Согласно источникам, процитированным SCMP, Си был предоставлен выбор: уволиться самой или ее уволят. Сотрудники заступились за босса, которая составила онлайн-петицию с требованием восстановления, тем самым нарушая последний запрет на деятельность в социальных сетях. Следовательно, похоже, что для Гонконга и Cathay Pacific в настоящее время нет сценария возвращения к прежней спокойной жизни.

Андрей Бочкарев

Leave a Reply

Your email address will not be published.