fbpx

Страницы истории авиации: самый странный вариант самолета Ан-2

Антонов Ан-2 – уникальная машина. Несмотря на возраст и окончание производства, самолеты этого типа до сих пор находятся в строю, и попытки создать их преемника неизменно терпят неудачу. На этих самолетах также было построено множество оригинальных и необычных прототипов. Один из них – это экраны с маркировкой Ан-2Э.

Ан-2Э (RA-2366К)
Ан-2Э (RA-2366К)

Вероятно, существует 4 независимых варианта плана экрана на основе фюзеляжа или даже фюзеляжа с крыльями Ан-2. Два из них остались в виде макетов, а два привели к созданию полноразмерных машин. Однако они, похоже, никогда не летали и не испытывались.
Первый проект был создан в 70-х годах в ЦЛСТ – институте, занимающемся проектированием, например, спасательных машин. Самолет имел уникальную конструкцию триплана. В дополнение к стандартным крыльям между ними было добавлено третье крыло, которое должно было позволить использовать поверхностный или экранный эффект. Больше о самолете, получившем обозначение Ан-2Э (RA-2366К), ничего не известно. Самолет просуществовал как минимум до 2006 года, поскольку последняя известная фотография самолета относится к тому году.
В 1980-х годах были созданы еще два проекта, на этот раз подготовленные студентами ЮКБ МАИ и помеченные как Грач-2 и Грач-3. Самолеты имели только одно широкое крыло и, кроме конструкции крыла, отличались еще и оперением – первый имел Т-образное оперение, второй – только вертикальное.
Широкий аэродинамический профиль должен был не только использовать эффект поверхности, но и облегчить распыление химикатов, поскольку самолеты предназначались для использования в сельском хозяйстве. Самолеты так и не были построены. Существовали только маленькие модели.
Самым интересным проектом стала представленная в 2003 году машина, также получившая обозначение Ан-2Э. Самолет имел регистрационный номер EA-00078, что позволяло проследить историю базового Ан-2, который использовался при переоборудовании. Это был самолет Ан-2Р (сельскохозяйственный) польского производства.
Машина получила одно большое широкое крыло вместо оригинальных крыльев, что сделало его похожим на конструкции студентов СКБ МАИ. Оригинальный двигатель Аш-62ИР, который в конечном итоге должен был быть преобразован в дизельный, мощностью 580 л.с. и оригинальное колесное шасси были сохранены. По имеющейся информации, серийный вариант должен был иметь поплавки. Машина также предназначалась   для опыления. Предполагалось, что минимальная скорость будет 50 км/ч, а максимальная – 200 км/ч.
Проект вызвал некоторый интерес, в результате чего, как сообщается, были получены запросы от около 8 компаний и организаций, желающих приобрести готовое оборудование. Однако этот Ан-2Э так и не взлетел и не проходил испытания. Он несколько раз был представлен на выставке МАКС, а затем частично разобран. На фотографиях 2012 года виден фюзеляж с отрезанным оперением и снятым крылом.
Планы создания экранопланов на базе Ан-2 так и не удались. Вся информация об их исполнении очень скудна и основана на теоретических расчетах, а не на практических испытаниях. Так что неизвестно, могли ли эти самолеты вообще летать.
Андрей Бочкарев
Деловая авиация AVIAV TM