Аэропорт Кайтак (Коулун, Гонконг): авиалайнеры над крышами

Аэропорта Кайтак (округ Коулун, Гонконг) уже нет, он закрыт в 1998 г. Однако его часто вспоминают из-за захватывающих дух экстремальных посадок авиалайнеров.

В конце ХХ в. Kai Tak оставался одним из немногих аэропортов мира, где при взлётах и посадках лётчики полагались на собственные навыки пилотирования без обращения к электронике. В их задачу входило выполнять приказы командира экипажа и, наблюдая за полётами коллег, учиться у них маневрировать над жилыми районами.

Аэроузел Кайтак был построен в 20-е годы прошлого века. Местом для него выбрали осушённый участок берега у морской бухты Виктория, разделяющей материковый район Коулун и островную часть Гонконга. Лётную полосу длиной 3,39 км вывели в бухту, по суше её проложить было невозможно: мешал гористый рельеф с холмами высотой до 500 м. В результате трасса снижения для посадки проходила над трущобами Коулуна. По мере застройки округа Kowloon многоэтажками приземления самолётов становились все опаснее, с 70-х годов стали экстремальными, поэтом было введено ограничение на высоту возводимых зданий.

Самолеты начинали снижение над заливом, в стороне от густонаселённых кварталов. Входили в разворот на 47º в 200 м над землей, при этом их скорость достигала 300 км/ч. Выход на предпосадочную прямую на высоте 40 м проходил над домами перенаселенного округа Коулун. В сезон тайфунов, который длился с мая по ноябрь, непростой заход на посадку осложнялся сильными боковыми ветрами. История аэропорта не обошлась без катастроф, а взлетную полосу летчики прозвали «Сердечный приступ Кайтак».

Аэропорт служил базой для региональных и международных перевозок, грузовых авиалиний. Взлётно-посадочная полоса Кайтака была одной из самых загруженных в мире: на ней выполнялось в час по 36 взлётов и приземлений. В конце ХХ в. открылся новый, безопасный аэропорт Чхеклапкок, территорию Кайтака отвели под торгово-развлекательный центр.

В округе Коулун сняли ограничение на высотность зданий, теперь в районе некогда экстремальных полётов строятся небоскрёбы. При этом 70-этажная «спичка» «Харборфронт-лендмарка» (233 м), возведённая в 2011 г., всего лишь девятнадцатая в рейтинге небоскрёбов Гонконга, она в два с лишним раза ниже лидера списка – Международного коммерческого центра (484 м, 118 этажей).

А что же лётчики и очевидцы невероятных пилотажей?

И пилоты тех рейсов, и жители верхних этажей в домах Коулуна с ностальгией вспоминают времена рискованных приземлений. Одни рассказывают, как из снижающегося лайнера видели комнаты, в которых хозяева смотрели телевизор или пили чай. Другие – как из окон квартир на 15-м этаже рассматривали рельеф шин и заклёпки на фюзеляжах.

Автор: Татьяна Ашихмина