Air India, как пример экономической неэффективности социалистических методов управления авиакомпаниями

Правительство Индии объявило, что оно намерено продать всю государственную долю в национальном перевозчике в рамках еще одной попытки приватизации, поскольку почти за два года не нашлось ни одного покупателя на часть этой доли.
В опубликованном в столице документе сообщается, что крайний срок подачи первоначальных заявок – 17 марта, но каждый, кто подает заявку на участие в тендере, должен оплатить обязательства Air India вместе с задолженностью в 232,87 миллиарда рупий (3,28 миллиарда долларов). Правительство добавило, что жизненно важный пакет и фактический контроль над перевозчиком должны остаться в Индии.

Потенциальная продажа с объявленной в 2012 году 10-летней программой помощи в размере 4,2 миллиарда долларов США произошла в то время, когда правительство пытается избавиться от убыточных активов для контроля дефицита бюджета.

«Последнее предложение должно вызвать значительную реакцию, поскольку оно предусматривает полный отказ государства от своей доли участия», – считает глава индийского департамента консалтинговой компании CAPA Капил Каул. «Если вы исключите весь долг из контракта, не заплатив за самолеты, это будет очень сильная попытка покинуть Air India, чтобы деньги налогоплательщиков могли быть использованы для государственной социальной программы», – сказал он. Интерес к покупке проявили индийская Hinduja Group и фонд Interups из США, – сообщает «Бизнес Стандарт».

Правительство Индии в 2018 году попыталось сначала продать 76 процентов участия в Air India и сократить требование оплаты долговых обязательств на 5,1 млрд. долл. США, но одним из условий было сохранение всех рабочих мест и льгот для постоянных сотрудников. IndiGo из группы InterGlobe Aviation и Jet Airways проявили интерес, но отказались, когда были объявлены условия, а затем и сами обанкротились. Конгломерат Tata Group, которого многие считают кандидатом на покупку, решил отказаться из-за слишком большой стоимости сделки.
Теперь министр гражданской авиации Хардип Сингх Пури заявил, что правительство открыто для предложений и может изменить определенные условия, если это поможет найти покупателя.

Победитель тендера получит более 4000 внутренние и 1800 международных слотов в индийских аэропортах и ​​900 – в зарубежных. Он также получит целиком бюджетную авиакомпанию Air India Express и половину AISATS от грузовых и наземных служб. Ему придется передать опционы на 3 процента акций постоянным сотрудникам перевозчика.
В Air India постоянно работают около 9400 человек и 3600 человек по срочным контрактам – 1850 пилотов и 4600 бортпроводников, пользующихся льготными билетами и охваченных пенсионным страхованием.

Пример флагманской индийской авиакомпании показывает насколько неприменимы социалистические методы в бизнесе, особенно таком сложном как авиационный. Государственная форма собственности, как правило, не обеспечивает должной эффективности. Так в сравнимой по размерам флота (около 170 бортов) авиакомпании Norwegian работает 10 000 тысяч человек, получающих значительно более высокую зарплату, но она, несмотря на трудности, остается самоокупаемой без государственной помощи.

Государственная собственность на авиакомпании не только не стимулирует к достижению хороших показателей, но и порождает коррупцию и кумовство. Зачастую в них создаются совершенно ненужные должности. К сожалению такие примеры до сих пор встречаются в Европе. Недавний анализ нашего портала показал, что 800 из 2000 сотрудников румынского перевозчика Tarom являются родственниками.

Андрей Бочкарев