После премьеры на прошлогоднем авиасалоне в Париже началась практическая реализация программы узкофюзеляжного дальнемагистрального A321XLR, и создание машины перешло от фазы концепции к осуществлению в металле. В начале 2020 года начали производиться компоненты для первого опытного A321XLR, в том числе поковки основного шасси на заводе Safran и первые части центроплана на заводе Airbus в Нанте.
В марте этого года Airbus завершил отбор поставщиков основных компонентов и систем, специально предназначенных для A321XLR. Ими стали: Spirit AeroSystems (будут выпускать однопроходные амортизаторы); Diehl Aviation (системы питьевой воды и канализации); FACC (модифицированная обшивка нижней части фюзеляжа); Premium Aerotec (элементы топливных баков); Collins Aerospace (топливная система); Parker Aerospace (элементы топливных баков); Vincorion (панели пола с подогревом); Safran (основное и переднее шасси) и Triumph Group (механизм уборки шасси).
В ожидании начала производства A321XLR, там, где это возможно, Airbus применяет новый запатентованный подход к жизненному циклу продукта – DDMS. Это позволяет точно моделировать работу виртуальных заводов для проверки инвестиций и планирования запуска производства. Ключевой опорой системы DDMS является база данных 3D Digital Mock-up Unit (DMU), которая позволяет сотрудникам трансграничных офисов в Тулузе, Гамбурге и Филтоне одновременно и совместно проектировать, моделировать сборку и трехмерную визуализацию процесса воплощения программы в режиме реального времени. 3D-визуализации, используемые в управлении программой A321XLR, также предоставляют преимущества сотрудникам вне инженерных команд, включая руководителей программ, которые теперь могут работать в 3D благодаря приложениям визуализации.
В дополнение к запуску этих цифровых инструментов на текущем этапе подготовки к производству A321XLR для оценки и проверки новых конструктивных элементов и оборудования самолета также будут использоваться физически работающие демонстраторы технологий. Например, программа Structures Demonstrator предусматривает соединение основных компонентов секций 15 и 17 фюзеляжа, установку нового центрально-заднего топливного бака, а также других модулей и компонентов.
Ведущаяся параллельно программа демонстратора оборудования (Equipment Demonstrator) предусматривает пробную установку выбранных устройств на полноразмерную деревянную модель фюзеляжа междисциплинарной группой специалистов, занимающихся каждой установленной системой, на данном этапе сотрудничая со специалистами в области проектирования, производства, производства, обслуживания и эргономики. Этот междисциплинарный подход минимизирует конфликты проектирования, а также оптимизирует эргономику самолета. Испытания на комфортность пассажирских салонов на дальних рейсах уже начались; для этой цели используется наземная климатическая испытательная камера.
На сегодняшний день 24 клиента в общей сложности заказали более 450 самолетов A321XLR, что подтверждает заинтересованность рынка в уникальных возможностях этого самолета. Ожидается, что летные испытания первых образцов начнутся в 2022 году, а ввод в эксплуатацию ожидается в 2023 году. A321XLR предоставит авиакомпаниям дальность полета до 4700 морских миль (7560 км).
Андрей Бочкарев