Компании Airbus, Dassault Aviation, ONERA, Safran и министерство транспорта Франции начали первые летные испытания узкофюзеляжного самолета, работающего на экологически безопасном авиационном топливе (SAF). Во время технического полета в Тулузе (28 октября) один из двигателей CFM LEAP-1A самолета Airbus A319neo работал исключительно на SAF-топливе. Первые результаты наземных и воздушных испытаний ожидаются в 2022 году.
SAF поставляется компанией Total Energies и производится из очищенных водой сложных эфиров и жирных кислот (HEFA), которые в основном состоят из отработанного кулинарного масла, а также других отработанных жиров. HEFA состоит из парафиновых углеводородов и не содержит ароматических углеводородов и серы. В ходе всей испытательной кампании будет использовано около 57 тонн SAF, которые производятся в Нормандии, недалеко от Гавра, Франция. 100 процентов SAF также будет использоваться для испытаний совместимости и работоспособности двигателей Airbus Helicopters H160 Safran Helicopters Arrano, которые должны начаться в 2022 году.
Airbus в сотрудничестве с немецким DLR отвечает за характеристику и анализ воздействия 100-проентного SAF для наземной и бортовой эмиссии. Safran специализируется на исследованиях совместимости, связанных с адаптацией топливной системы и двигателя для коммерческих самолетов и вертолетов, а также их оптимизацией для различных типов топлива SAF. В этом году Safran проведет дополнительные наземные испытания двигателя LEAP на своем заводе в Вильяроше со 100-процентной SAF для завершения указанного анализа. ONERA поддерживает Airbus и Safran в анализе совместимости топлива с системами самолета и будет отвечать за подготовку, анализ и интерпретацию результатов SAF на основе выбросов выхлопных газов и образования следов конденсата. Dassault Aviation участвует в тестах на совместимость материалов и оборудования и проверяет соответствие SAF к работе с этим оборудованием.
Исследование, известное как VOLCAN (VOL avec Carburants Alternatifs Nouveaux), способствует глобальным усилиям по декарбонизации, предпринимаемым в настоящее время в авиационной отрасли, и получает финансирование в рамках плана восстановления France Relance в части, посвященной декарбонизации авиации, которая реализуется DGAC под руководством министра транспорта Франции Жана-Батиста Джеббари. Конечная цель исследования – способствовать широкому внедрению и использованию SAF и его сертификации для использования в коммерческих узкофюзеляжных самолетов нового поколения и бизнес-джетах.
Андрей Бочкарев