Аппетиты китайского дракона растут и угрожают рынкам европейских и американских компаний

Администрация президента Трампа отказалась от планов запретить полеты в США для авиакомпаний из Китая на следующий день после того, как Китай в одностороннем порядке представил свои новые предложения. Небо будет открыто для китайских перевозчиков, но в ограниченной степени.
Администрация президента США Дональда Трампа в пятницу, 5 июня, объявила, что позволит китайским авиакомпаниям выполнять ограниченное количество воздушных операций в США, тем самым отказавшись от объявленного двумя днями ранее намерения закрыть американское небо с 16 июня для перевозчиков из Поднебесной.

Смена позиции произошла на следующий день после того, как Китай разрешил возобновить полеты в их города компаниями United Airlines и Delta Air Lines. Управление гражданской авиации Китая (CAAC) в одностороннем порядке объявило, что оба американских перевозчика смогут выполнять один рейс в неделю, и если будут выполнены определенные условия, в зависимости от состояния здоровья пассажиров, которых они перевозят, частоту можно будет увеличить до двух рейсов в неделю.

Авиакомпании из Соединенных Штатов, которые планировали выполнять два рейса в день в Китай, в четверг, 4 июня, сочли условия, предложенные Китаем, недостаточными.
“Хотя реакция Китая на заявление Министерство транспорта является шагом к обеспечению равного участия американских перевозчиков, необходимы дополнительные действия для достижения целей соглашения”, – говорится в заявлении американской отраслевой ассоциации Airlines for America. Соглашение между США и Китаем, упомянутое авиакомпаниями, было ратифицировано в 1980 году.

США адаптируются к китайским правилам игры

Когда казалось, что одностороннее навязывание CAAC условий, которые не удовлетворяют американские авиакомпании, встретит твердую реакцию США, оказалось, что Министерство транспорта США очень быстро ослабило свою позицию, приняв китайские правила игры. В пятницу, 5 июня, через два дня после объявления о запрете, и на следующий день после того, как CAAC объявил о новых правилах, власти США объявили, что они позволят китайским авиакомпаниям выполнять два пассажирских рейса в неделю между США и Китаем, что соответствует количеству рейсов, которые Китай позволит американским перевозчикам. Министерство транспорта также добавило, что оно может еще больше ослабить ограничения, если власти Китая решат сделать аналогичный шаг.

Представители департамента также выразили обеспокоенность по поводу китайских условий, необходимых для того, чтобы американские авиакомпании возобновили свои рейсы. Эти условия включают измерение температуры всех пассажиров во время полета и возможность отмены права на будущие рейсы, если пять или более пассажиров показывают положительные результаты на наличия коронавируса после прибытия в Китай.

В ответ на новую, более мягкую позицию властей США Delta Air Lines похвалила правительство за его усилия по “обеспечению равных условий игры и доступа к Китаю”. В United Airlines заявили, что анализируют сложившуюся ситуацию. Представили ни одной из американских авиакомпаний не стали комментировать вопрос нашего корреспондента, повлияют ли последние события в продолжающемся споре на их планы.

В начале января этого года, незадолго до начала пандемии COVID19, между США и Китаем выполнялось более 300 рейсов в неделю. Уже после его вспышки и резкого падения спроса иностранные перевозчики, выполняющие рейсы в Китай, ограничили и затем приостановили полеты в Китай. “Большая американская тройка”, то есть United, Delta и American Airlines, закрыли китайские маршруты в первой половине марта. Авиакомпании из Китая ограничивали количество, но не приостанавливали сообщения с Соединенными Штатами. В феврале они выполняли около 20 рейсов в неделю, в середине марта их было уже 34. Эти рейсы, как заметили наши аналитики, постоянно обслуживаются авиакомпаниями Air China, China Eastern Airlines, China Southern Airlines и Xiamen Airlines.

В настоящее время Delta и United осуществляют грузовые рейсы в Китай. Delta Air Lines запросила разрешение на выполнение двух ежедневных рейсов в Китай. American Airlines пожелала обслуживать ежедневный маршрут Шанхай Пудун из Сан-Франциско и Ньюарка Либерти, а также между Сан-Франциско и Пекином. Между тем, в конце марта китайский CAAC объявил, что авиакомпании из Китая могут выполнять один пассажирский рейс в неделю в данную страну, и все перевозчики не могут выполнять больше рейсов, чем они выполняли по состоянию на 12 марта. Поскольку авиакомпании из США приостановили все пассажирские рейсы в Китай до 12 марта Китай “де-факто лишил американских авиаперевозчиков возможности возобновления пассажирских рейсов в Китай”, – говорится в заявлении Министерства транспорта США.

22 марта правительство США обвинило Китай в том, что оно не позволяет американским авиакомпаниям возобновить полеты в Китай, и приказало четырем китайским авиакомпаниям представить запрошенные расписания рейсов.

Раздражение американских чиновников было усилено тем фактом, что, хотя китайские авиакомпании выполняют один регулярный рейс в Соединенные Штаты в неделю, они также выполняют значительное количество чартерных рейсов по возвращению на родину нескольких сотен тысяч студентов из Поднебесной, обучающихся в американских университетах. Представители администрации Трампа уже объявили, что они также обратят внимание на эти рейсы и предупредили китайских перевозчиков, чтобы те не ждали разрешения. Министерство транспорта заявило, что есть подозрения, что китайские авиакомпании используют чартерные рейсы, чтобы обойти ограничение в один рейс в неделю в Соединенные Штаты и “еще больше увеличить свои преимущества перед американскими перевозчиками в предоставлении услуг между Соединенными Штатами и Китаем”.

4 июня, через несколько часов после объявления об ограничениях со стороны США, китайский CAAC отменил правило, согласно которому ограничение количества рейсов будет устанавливаться на основании количества полетов, совершенных 12 марта, но сохранил условия, по которым разрешатся один рейс туда и обратно в неделю. Власти Поднебесной объявили о введении механизма, позволяющего увеличить лимит полета до 2 в неделю — согласие на такое увеличение количества операций будет дано, если ни у одного из пассажиров, прибывающих в Китай по данному маршруту, не будет положительного теста на коронавирус COVID19 в течение 3 недель подряд.

В то же время административный орган гражданской авиации Китая зарезервировал за собой право приостановить действие воздушного маршрута на неделю, если на рейсе, обслуживаемом перевозчиком, окажется пять или более пассажиров, с положительным результатом анализа на коронавирус COVID19. Если количество зараженных пассажиров превысит 10 человек, маршрут будет приостановлен на 4 недели. В отличие от механизма, позволяющего увеличить лимит полета до 2 в неделю, количество зараженных пассажиров отсчитывается с момента начала обслуживания сообщения.

Кроме того, CAAC сообщил, что обслуживать рейсы между городами, которые обслуживались до начала пандемии, можно только в том случае, если аэропорт назначения в Китае имеется в списке утвержденных, а авиакомпании должны получить подтверждение от местных органов власти, что они могут выполнять карантинные обязательства в отношении пассажиров. Об этом следует позаботиться прежде чем запускать пассажирские рейсы в Китай.

Усиление роли CAAC

Последняя позиция правительства США, которая является фактическим соглашением об адаптации к условиям, введенным CAAC в одностороннем порядке, сильно укрепляет позиции китайского органа. Несмотря на то, что Соединенные Штаты являются крупнейшим авиационным рынком в мире и, авиакомпании из Поднебесной, в частности флагманский авиаперевозчик Air China, в большей степени зависят от маршрутов между Китаем и США, чем авиакомпании из США. Поэтому у администрации Трампа было больше рычагов давления на Китай, который фактически налагает правила, по которым будут обслуживаться связи между двумя странами.

Последний спор является очередной странностью в авиационной отрасли, когда администрация США сделала серьезные угрозы в отношении Китая, а затем быстро смягчала свою позицию, согласившись на решения Поднебесной. Уже в феврале этого года администрация Трампа рассматривала вопрос об отказе в заявке на экспортную лицензию, представленную General Electric (GE) на поставку двигателей China CFM LEAP-1C для самолетов COMAC C919, которые планируется ввести в коммерческую эксплуатацию в следующем году. Через мгновение сам Трамп вмешался в вопрос об экспорте силовых установок в Китай, решительно раскритиковав предложения заблокировать передачу авиационных технологий в Китай, что вылилось в согласие на выдачу экспортной лицензии для Китая.

“Я хочу, чтобы Китай покупал наши реактивные двигатели, лучшие в мире. Я хочу, чтобы было ЛЕГКО иметь дело с Соединенными Штатами. Все в моей администрации были проинструктированы, без исключений”, – написал Трамп в Твиттере 18 февраля.
Решение администрации Трампа, несомненно, приветствовалось китайскими властями, которые в прошлом выражали решительное несогласие с планами по ограничению экспорта авиационных двигателей в их страну. Потенциальный запрет на продажу двигателей в Китай поставил бы под сомнение успех Китая в попытках выйти на рынок производителей гражданской авиации. Что уже испытала Россия, которая убила и без того сомнительный экспортный потенциал SSJ-100 и MC-21, решим применять на них только отечественные комплектующие.

Урок для остальных перевозчиков?

Неспособность поставить под сомнение право CAAC на одностороннее формирование отношений, регулирующих воздушные перевозки, может иметь далеко идущие последствия для многих других иностранных авиакомпаний. Если Китай твердо будет настаивать на том, что перевозчики не могут выполнять больше рейсов, чем они предлагали 12 марта, это станет означать сложную ситуацию для иностранных перевозчиков, которые из-за эпидемиологической опасности, связанной с распространением коронавируса COVID19, приостановили полеты в КНР уже в начале февраля. Таким образом не только американские авиакомпании должны оказывать давление через свою администрацию на китайские власти, но и перевозчики из других стран, если они не хотят потерять свои рынки. Аппетиты китайского дракона растут по мере уступок.

Андрей Бочкарев