Saab 17

Авиация времен второй мировой войны: шведский пикирующий бомбардировщик Saab 17

Saab 17 был разработан в начале 1940-х годов в ответ на потребность ВВС Швеции в легком бомбардировщике, который мог бы выполнять роль как пикирующего бомбардировщика, так и самолета-разведчика.

Saab 17
Saab 17

На рубеже 1920-1930-х годов шведская военная авиация выглядела очень пестро. На вооружении находилось много различных типов самолетов, в основном устаревших или выпускавшихся небольшими партиями, а потому дорогих в эксплуатации. Для наведения порядка в 1935 году командование ВВС заказало разработку нового легкого бомбардировщика, первоначально получившего обозначение L10.

Работа над машиной была поручена AB Svenska Järnvägsverkstädernas Aeroplanavdelning, но из-за слияния этого завода с заводами Saab машина была в конечном итоге построена в Saab и получила обозначение Saab 17. Во время разработки самолета инженерная группа Saab поддерживалась прибывшими американскими инженерами в Швецию для реализации производства лицензионных бомбардировщиков B 5, которые являются шведской версией Northrop 8A-1.

Опытный образец нового бомбардировщика поднялся в воздух 18 мая 1940 года. Машина имела длину 9,8 м, размах крыла 13,7 м и максимальную взлетную массу 3970 кг. Силовой установкой был двигатель Svenska Flygmotor STW C-3 Twin Wasp мощностью 1065 л.с., являющийся локальным вариантом двигателя Pratt & Whitney Twin Wasp (кроме того, использовались двигатели SFA Mercury XXIV мощностью 990 л.с.). Он обеспечивал максимальную скорость 435 км/ч и крейсерскую скорость 390 км/ч.

Вооружение самолета состояло из двух 7,9-мм пулеметов в крыльях и одного за кабиной пилотов. Saab 17 мог принять около 700 кг бомб – 400 кг в бомбовом отсеке, остальные — под крыльями. В бомбовом отсеке имелась специальная “вилка” для облегчения сброса бомбы в пикирующем полете. Экипаж состоял из 2 человек.

Самой отличительной особенностью самолета было то, что шасси складывались под крылом (причем по продольной оси), а не внутрь крыла. В результате конструкторы разработали гораздо более прочные крылья, хотя обтекатель шасси создавал сопротивление воздуха. Для увеличения разведывательных возможностей экипаж получил в распоряжение кабину с большой площадью остекления.

Saab 17 официально поступил на вооружение в 1942 году. Эксплуатировалось несколько версий, различающихся по назначению и боевым возможностям. Некоторые машины также были переоборудованы в специализированные версии — гидросамолеты, буксировщики мишеней и т. д.

B 17A – базовая версия бомбардировщика (132 экземпляра);
B 17B – пикирующий бомбардировщик (55 экземпляров);
S 17B – разведывательный вариант (59 экземпляров в двух вариантах и ​​62 перестроены из бомбардировщиков);
B 17C – временная версия, построенная с итальянскими двигателями Piaggio P XI bis RC 40D (77 единиц).

Шведские ВВС использовали Saab 17 до середины 1950-х годов. В 1947 году 47 машин были проданы Эфиопии, которая исследовала их вплоть до 1968 года. Кроме того, единичные экземпляры отправлялись в Австрию и Финляндию, где в основном использовались для буксировки.

История службы  Saab 17 была не очень интересной, поскольку Швеция не принимала участия в боевых действиях, а другие операторы использовали свои самолеты для вспомогательных задач. До наших дней официально дожили 5 машин в вариантах B 17A и S 17BL. Две из них находятся в Швеции (в том числе одна в летном состоянии), одна в Дании и две из Эфиопии, вероятно, в настоящее время находятся в Литве, но их состояние точно не известно.

Андрей Бочкарев