Авиакомпании Евросоюза отменяют рейсы в Москву из-за отсуствия утвержденных маршрутов в обход Белоруси

Рейс Air France из Парижа в Москву, запланированный на четверг, отменен, сообщает ТАСС со ссылкой на аэропорты Руасси-Шарль де Голль и Шереметьево. Российская сторона не одобрила план полета в обход воздушного пространства Беларуси. Рейс Austrian Airlines в четверг из Вены в Москву был отменен по той же причине. В случае с Air France это второй неудачный рейс по маршруту в столицу России за последние 24 часа. Ранее круиз 26 мая был отменен. Рейс AF1154 должен был вылететь в 10:20 по парижскому времени.
Заявление Austrian Airlines
После того как рейс из Вены в четверг также был отменен, авиаперевозчик группы Lufthansa выступил с соответствующим заявлением. “Австрийские авиалинии приостановили полеты над Беларусью до дальнейшего уведомления по рекомендации Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA). По этой причине также необходимо скорректировать маршрут из Вены в Москву. Изменение маршрута полета должно быть одобрено российскими властями, чего не произошло. В результате Austrian Airlines была вынуждена отменить рейс из Вены в Москву”, — пояснил национальный перевозчик Австрии.
Эти ситуации сложно не связать с воскресными событиями в Минске. Белорусские власти заставили приземлиться самолет Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс. На борту перехваченного самолета лоукостера находился Роман Протасевич, оппозиционный журналист и активист социальных сетей. Рейс выполнялся на самолете Боинг 737-800 с зарегистрированным SP-RSM, принадлежащем Ryanair Group, а точнее Ryanair Sun, действующей в Польше. Позже соответствующие запреты на деятельность авиакомпании “Белавиа” наложили Польша, Великобритания, Франция, Литва, Чехия, Финляндия, Швеция, Латвия и Украина.
Веские аргументы России
“Россия не объявила официального решения о солидарности с Беларусью. Похоже, что Москва больше сигнализирует о том, что может вмешаться и сообщить ЕС о возможных издержках. Россия во много раз важнее для отрасли, чем Беларусь”, — считают авиационные аналитики нашего портала. По их словам, важнейшим козырем России является контроль над правами транзитных перелетов через Сибирь, которые практически необходимы для авиакомпаний, курсирующих между Северо-Восточной Азией (Китай, Япония, Корея) и Европой.
“Москва дает разрешение на полеты на основании двусторонних соглашений и может их отозвать. Потенциальное блокирование возможности полета авикомпаниям ЕС было бы для них серьезным ударом”, — подчеркивают аналитики.
Однако это палка о двух концах: до пандемии Россия зарабатывала более 500 миллионов долларов ежегодно за пролет над Сибирью. Эти доходы субсидируют квазигосударственную линию Аэрофлота, которая получала высокие прибыли почти исключительно за счет них. Поэтому запрет европейскими авиакомпаниям от полетов через Сибирь, вероятно, будет более экономически вредным для самой России, чем для этих авиакомпаний.
Андрей Бочкарев