Boeing 737 MAX вернутся на рейсы не раньше, чем в конце года

Федеральное авиационное управление (FAA) предложило четыре ключевых изменения конструкции и эксплуатации Boeing 737 MAX для решения проблем безопасности, обнаруженных после двух аварий, которые привели к приостановке эксплуатации этих самолетов в марте 2019 года.
Регулятор США предложил производителю из Чикаго обновить программное обеспечение для системы управления полетом, а также программное обеспечение для индикации, которые генерируют предупреждения. Кроме того, необходимы изменения в прокладке некоторых кабельных жгутов, а также исправления в рабочих процедурах.

Не раньше, чем в конце года

FAA теперь должно предоставить общественности 45 дней, чтобы оценить и прокомментировать предлагаемые корректировки для самолетов, которые снова вернутся в небо через несколько месяцев, до конца этого года. Прошло почти два года после того, как машины были запаркованы после катастроф Lion Air и Ethiopian Airlines, в результате которых погибло 346 человек. Это сильно повлияло на уверенность в самолете, стоимость которого с января уже упала на 11 процентов. Государственное агентство Transport Canada и Европейская EASA не скрывают своих опасений.

Чикагский производитель заявил, что продолжает тесно сотрудничать с FAA, которое ранее на этой неделе выпустила 96-страничный отчет о предлагаемых изменениях. Заявки от других глобальных регуляторов также рассматриваются. Акции Boeing выросли на 2,7 проц. в понедельник.

Клиенты Boeing в первой половине 2020 года отменили заказы на 355 самолетов 737 MAX. Поставки Boeing в первом полугодии упали на 71 проц. до 70 единиц. Июньские отмены в основном затронули компании по аренде самолетов, в том числе US Aviation Capital, базирующуюся в Дублине Avolon и сингапурскую BOC Aviation, которые получили 5, 17 и 30 заказов на Boeing 737 MAX соответственно. Заказы на шесть MAX также были отменены румынским перевозчиком Blue Air. Кризис уже обошелся чикагскому производителю в 19 миллиардов долларов, что привело к нарушению и замедлению цепочку поставок. Кроме того, проводятся уголовные расследования и слушания в Конгрессе.

60 тысяч часов экспертного анализа

Инспекция FAA продолжалась более 18 месяцев с участием штатных инженеров, инспекторов, пилотов и персонала технической поддержки. Сертификационные испытания и оценка документов заняли почти 60 тысяч часов. Регулятор США также предлагает, чтобы потенциальные операторы MAX протестировали систему индикатора угла атаки (AOA) до возвращения самолета в эксплуатацию. Регулировки сделаны, чтобы предотвратить неправильную активацию ключевой системы, известной как MCAS и связанной с обеими катастрофами.

FAA теперь потребуется еще несколько недель, чтобы ответить на все комментарии в Федеральном реестре. Лишь позднее появится окончательный отчет, в котором будет подробно рассказано о том, что авиакомпании должны реализовать в плане подготовки пилотов и обучения наземного персонала. Документ, в свою очередь, будет оцениваться независимой группой, Техническим консультативным советом (TAB), в состав которого входят эксперты из девяти органов гражданской авиации во всем мире, а также НАСА и FAA. Это, наконец, позволит издать директиву по летной годности для B737 MAX с учетом необходимых изменений конструкции каждого воздушного судна. Регулярные внутренние рейсы машин будут проходить после завершения обучения пилотов по новым процедурам. Это вынуждает задержать возвращение самолетов к эксплуатации на 30–60 дней и еще больше ухудшит перспективы будущих потенциальных заказов.

Андрей Бочкарев