Bombardier завершил производство региональных пассажирских самолетов

Последний произведенный Canadair Regional Jet был передан получателю 26 февраля в аэропорту бывшего завода Bombardier в Мирабеле, ныне принадлежащем японскому концерну Mitsubishi Heavy Industries (MHI). Пользователем CRJ900LR с регистрационными знаками N840SK (серийный номер 15499) станет авиакомпания SkyWest, выполняющая рейсы в рамках Delta Connection.

bombardier crj550
Bombardier CRJ550 – единственный на рынке 50-местный самолет с тремя классами

Технический проект регионального пассажирского самолета, называемого просто Canadair Regional Jet, был завершен в 1988 году, а формальный старт программы состоялся весной 1989 года. Самолет был способен перевезти 50 пассажиров на расстояние 1815 км. В основе  его конструкции – удлиненный фюзеляж бизнес-джета Lear Challenger 600 с низкорасположенным крылом малой стреловидности, оснащенный  новыми двигателями General Electric GE-CF34-3A1 с тягой  41 кН каждый, расположенными в хвостовой части по обе стороны фюзеляжа. Первый прототип CRJ100 с регистрационными знаками C-FCRJ (серийный номер 7001) был представлен 6 мая 1991 года и  через 4 дня совершил свой первый полет. CRJ100 LR (Long Range), способный пролететь 3710 км, получил Сертификат типа 29 апреля 1994 г.
По заказу авиакомпании Tyrolean  в 1995 году начались работы над CRJ200, оснащенным новыми ТРДД General Electric CF34B-3B1, благодаря которым крейсерская скорость увеличилась до M0,81 (860 км/ч), дальность полета – до 1815 км, а практический потолок – до 12 496 м. Облет прототипа CRJ200 состоялся 13 ноября 1995 года.
В марте 2000 года Bombardier объявила о запуске версии CRJ200, рассчитанной на 40–44 пассажиров, отвечающей требованиям Conair и Atlantic Southeast, для которых  вместимость салона на 50 и более пассажиров была избыточна. Работа над самолетом, получившим окончательное обозначение  CRJ440, началась в июле 2001 года. Сертификаты типа FAA и Канадского министерства транспорта на CRJ440 были выданы в октябре и ноябре 2001 года.
50-местные CRJ Bombardier, первоначально использовавшиеся в США для обслуживания частых рейсов  между промышленными центрами и хабами, попали прямо “в яблочко”. За 3 года выхода на рынок канадцы поставили заказчикам 100 самолетов этого семейства. Благодаря им авиакомпании заметили потенциал, создаваемый прямыми рейсами в обход хабов. Приспособленный к их эксплуатации CRJ100 имел еще одно преимущество – комфорт передвижения в тишине и без вибраций (ощущаемый на первых турбовинтовых самолетах), достигнутый благодаря установке ТРДД в задней части фюзеляжа. Спустя годы выяснилось, что CRJ, наряду с Douglas DC-3 и Boeing 707, был одним из тех пассажирских самолетов, которые произвели революцию в воздушном транспорте.
Прототип CRJ700, на борту которого могло разместиться  70 пассажиров, поднялся в воздух 27 мая 1999 года и был официально представлен на следующий день (!). Сертификат типа министерства транспорта Канады для CRJ700 был выдан 22 декабря 2000 года. Соответствующий документ JAA был выдан 26 января, а FAA – 16 февраля 2001 года.
Прототип следующей модели – 86-местный CRJ900, был создан в результате удлинения фюзеляжа первого предсерийного CRJ700. Самолет совершил полет 20 октября 2001 года в Мирабеле. Сертификат типа от канадского министерства транспорта  был выдан 9 сентября, FAA – 25 октября и JAA – 23 декабря 2002. На основе CRJ900 была также разработана версия с несколько ошибочным названием CRJ705, адаптированная для перевозки до 75 пассажиров.
9 декабря 2003 г. компания Bombardier поставила 1000-й самолет семейства CRJ. Получателем юбилейного CRJ700 стала авиакомпания Comair, входящая в состав Delta Connection.
Казалось бы, что процесс разработки CRJ по фактическому расширению корпуса Challenger 600 завершен, однако в феврале 2007 года Bombardier объявила о запуске программы CRJ1000, ранее известной как CRJ900X, рассчитанной на 90-104 пассажира. Прототип CRJ1000 поднялся в воздух 3 сентября 2008 года. Примечательно, что при его создании использовался первый CRJ900, ранее перестроенный из прототипа CRJ700.
В апреле 2008 года канадский концерн объявил о поставке 1500-го самолета семейства CRJ. Получателями 1500-й и 1501-й версий CRJ900 NextGen стала компания Mesaba Airlines.  Несмотря на такое большое количество поставленных CRJ, за всю историю эксплуатации  было всего 39 инцидентов с самолетами этого семейства, в которых  погибло всего 10 человек. 
В декабре 2014 года начался новый период в истории CRJ. В тот день Bombardier подписал соглашение с IFL Group из Уотерфорда, штат Мичиган, на поставку первого специального грузового судна CRJ200. Пользователь получил его почти ровно через 2 года – 21 декабря 2016-го.
Лебединой песней канадского концерна стало предложение модели CRJ550  в феврале 2019 года, являющейся развитием версии CRJ700, вмещающей 50 путешественников в трехклассной компоновке. Производитель предполагал, что рынку может потребоваться более 700 самолетов этой модели, но в конечном итоге проект так и не увидел свет.
В июне 2019 года Mitsubishi Heavy Industries и Bombardier заключили окончательное соглашение, в соответствии с которым MHI приняла на себя ответственность за производство региональных пассажирских самолетов CRJ. Целью японцев было не продолжать их производство, а получить ноу-хау и инфраструктуру, необходимые для производства собственных самолетов аналогичного класса, получивших обозначение SpaceJet. Но в конечном итоге в октябре 2020 года японцы решили приостановить этот проект на неопределенный срок.
Андрей Бочкарев