Что за зверь такой “кольцеплан”?

Компьютерная модель RingWing

Этот самолет носит название «кольцеплан» благодаря непривычному крылу замкнутой формы. Аэродинамические свойства такого крыла придают самолету характеристики, отличающиеся от собратьев по небу, имеющих традиционную форму крыльев.

Пока еще не один кольцеплан не запущен в серийное производство, хотя история его возникновения насчитывает более ста лет.

В 1906 году была первая попытка создания кольцеплана. Два француза – Габриель Вуазен и Луи Блерио соединили нижние и верхние крылья биплана полукружьями. Это было, если хотите, гениальное прозрение, только не просчитанное, а сделанное исключительно по вдохновению. Поэтому биплан не полетел – не хватило подъемной силы крыла из-за ошибки конструкции, да и хвост оказался слишком тяжелым.

Блерио III

Еще два конструктора попытались создать кольцеплан – в 1908 году француз Живодан, а затем год спустя американец Гэри. И вновь неудача.

Только во вторую мировую войну вновь была сделана попытка довести идею до ума. Этим занялся Эрнест Хенкель, создавший истребитель-перехватчик “Lerche”. Это уже был технологический прорыв. Внутри крыла в качестве силового агрегата были установлены два двигателя Daimler-Benz 605D с винтами, а само крыло стало девятигранным.

Lerche

В 50-е годы французы создали реактивный кольцеплан SNECMA C-450, который мог летать только вертикально.

Кто же придумал термин кольцеплан?

Конечно же, наш советский инженер М.В.Суханов. Еще в 1936 году, заканчивая Московский авиационный институт, он выбрал темой диплома создание кольцеплана. Через шесть лет машина получила свое реальное воплощение.

У аппарата были хорошие показатели: крыло-кольцо обеспечивало подъемную силу, позволяющую взлетать под углом 45 градусов. Он не «сваливался» в штопор, а для взлета было достаточно 160 метров взлетной полосы.

Кольцеплан Суханова

Были еще попытки создания кольцепланов в СССР. Ими занимались и А.С.Яковлев, и Н.Н.Поликарпов. Результатом их работы стали И-185 и ЯК-3К.

Но в серийное производство самолеты так и не пошли. Были созданы единичные опытные образцы, как, например, в 80-е годы RingWing. В этом проекте были допущены серьезные конструкторские просчеты.

Компьютерная модель RingWing

По мнению экспертов, аэродинамика машины была снижена из-за соединения крыльев с хвостом, и жесткое крепление крыла не позволяло нижним граням участвовать в создании подъемной силы. Проект закрыли.

Только в 1987 году группой энтузиастов под руководством Нарушевича, простого авиатехника, был создан кольцеплан. Технический кружок при Минском шестеренном заводе решил проблему, над которой бились столько лет самые блестящие инженерные умы.

Кольцеплан Нарушевича

Это был легкий маневренный самолет, основное достоинство которого заключалось в противостоянии боковому ветру. Это достигалось с помощью крепления крыла овальной формы напрямую к фюзеляжу с помощью подвесок и стоек.

Но произошло не предвиденное – развалился Советский союз. И более 10 лет проект кольцеплана лежал «под сукном». Через 17 лет работы возобновились. Одна из частных фирм взялась доводить его до ума.

Кольцеплан Нарушевича

Но здесь требуются другие средства, государственное финансирование. Будет ли Белоруссия заниматься серийным производством кольцепланов? Посмотрим.