крупнейшие катастрофы в авиации

Десять крупнейших катастроф в истории авиации

В начале напомним, что каждый день по всему миру в воздух благополучно поднимаются и также приземляются тысячи самолетов, а по статистике существует бОльшая вероятность попасть в автомобильную аварию по дороге в аэропорт, чем в самолете, даже если он совершает полет в самых сложных условиях. В деловой авиации стандарты безопасности еще выше, отсюда — крайне низкая статистика аварийности в этом секторе. Тем не менее, авиационные катастрофы происходят, хотя их число неуклонно снижается.

крупнейшие катастрофы в авиацииНиже — список 10 крупнейших авиационных катастроф в истории.

1. Рейс KLM 4805 и PanAm 1736, 1977 г. – 583 жертвы

“Масштабы аварии говорят сами за себя, но то, что делает ее чрезвычайно запоминающейся, – это невероятное совпадение и злой рок, которые ей предшествовали”, – написал пилот Патрик Смит об аварии в аэропорту Тенерифе более четырех десятилетий назад.

Ни один из злополучных самолетов не должен был находиться в аэропорту Лос-Родеос на Тенерифе — оба самолета были перенаправлены туда после предупреждения о взрыве бомбы в аэропорту назначения в Лас-Пальмас, Гран-Канария. Столкновение произошло, когда голландский самолет KLM попытался взлететь без разрешения со стороны диспетчерской вышки, а самолет PanAm выруливал на той же полосе, с которой он должен был улететь раньше. Пилот KLM попытался поднять машину, чтобы избежать лобового столкновения с самолетом PanAm, но этот маневр потерпел неудачу, и голландская машина врезалась в американский самолет, унеся жизни всех своих пассажиров и 335 человек на борту самолета PanAm.

2. Рейс 123 Japan Airlines, 1985 г. – 520 жертв

Это самая большая авиакатастрофа  в истории с участием с одного самолета. Только четыре пассажира выжили, когда Boeing 747 Japan Airlines врезался в склон горы Такамагахара в центральной Японии. Причиной катастрофы стал некачественный ремонт воздушного судна, проведенный 7 годами ранее, что привело к декомпрессии и потере управления. Обнаружив неисправность, пилотам удалось удержать машину в воздухе еще 32 минуты — время, которое пассажиры использовали для написания прощальных писем своим близким. Эти записи сегодня находятся в музее, открытом на месте крушения.

3. Рейс Saudi Arabian Airlines 763 и Казахстанских Авиалиний 1907, 1996 г. – 349 жертв

Это самая трагическая авиакатастрофа из произошедших в воздухе по количеству жертв. Она случилась над аэропортом в Нью-Дели, Индия, когда самолет ИЛ-76 авиакомпании “Казахстанские авиалинии”, приближаясь к месту посадки, опустился ниже разрешенного потолка, где в воздух уже поднимался другой самолет, Боинг-747, принадлежащий авиакомпании Saudi Arabian Airlines. В результате столкновения обеих машин все находившиеся на их борту погибли.

4. Turkish Airlines,  рейс 981, 1974 г. – 346 жертв

Авиакатастрофа самолета DC-10 флагманского турецкого перевозчика под Парижем по сей день остается самой трагической аварией по числу жертв одной машины, в которой никто не выжил. Внезапная декомпрессия фюзеляжа самолета, вызванная неправильной конструкцией двери багажного отделения, разорвала фюзеляж машины, вызвав декомпрессию. Чуть более минуты спустя самолет врезался в лес в окрестностях Парижа с такой огромной силой, что от его корпуса не осталось большого фрагмента.

5. Рейс Air India, рейс 182, 1985 г. – 329 жертв

Топ-5 крупнейших авиакатастроф завершается историей рейса №182 индийской национальной авиакомпании. На сегодняшний день это самая трагическая авиационная катастрофа, произошедшая на борту самолета в результате террористического акта. Как указывалось в ходе расследования, бомба взорвалась в багажном отделении самолета, направляющегося из Канады в Индию, убив всех на борту и разбросав обломки в океане у побережья Ирландии. Заряд взрывчатки был спрятан в чемодане, принадлежащем человеку, который после регистрации не поднялся на борт самолета. И этот человек, и все остальные, которых обвиняли в подготовке убийства, были приговорены к пожизненному заключению — все преступники были членами сепаратистской сикхской организации.

6. Saudi Arabian Airlines,  рейс 163, 1980 г. – 301 жертва

Это авиакатастрофа с наибольшим числом жертв, которые погибли не в результате крушения самолета или взрыва на борту. Через несколько минут после взлета из аэропорта в столице Саудовской Аравии на борту трехмоторного авиалайнера Lockheed L-1011 появился сигнал о задымлении в салоне. Экипаж решил вернуться в аэропорт Эр-Рияда. К сожалению, вместо того, чтобы начать эвакуацию сразу после аварийной посадки, самолет выруливал еще на 2,5 минуты, и пилот запоздал с отключением всех двигателей. Когда пожарной команде наконец удалось выломать дверь машины, внутри живых уже никого не было — все были отравлены дымом, заполняющим салон. Источником огня были, скорее всего, две газовых плитки, перевозимых в багажном отсеке.

7. Malaysia Airlines, рейс  MH17, 2014 г. – 298 жертв

После аннексии Крыма в 2014 году и продолжающихся вооруженных столкновений регулярной армии с боевиками в восточной части Украины, многие авиакомпании изменили маршруты полетов своих машин, чтобы обойти воздушное пространство над этими районами. К сожалению, Malaysia Airlines не приняла решение о таком шаге — это трагическое решение унесло жизни всех пассажиров на борту самолета Boeing 777, летевшего из Амстердама в Куала-Лумпур. Ответственность за катастрофу самолета над территорией Украины, скорее всего, несут сепаратисты, которые, тем не менее, по-прежнему не признают своей вины, утверждая, что ракета БУК, поразившая пассажирский самолет, была запущена украинскими военными.

8. Iran Air,  рейс 655, 1988 г. – 290 жертв

Подобная описанной выше трагедия произошла почти тридцать лет назад, во время ирано-иракской войны. Иранский пассажирский самолет Airbus A300, направлявшийся в Дубай, был сбит ракетой класса воздух-воздух, запущенной с американского крейсера, дислоцированного в этом районе. Самолет находился над территорией своего государства и летел по стандартному маршруту полета, несмотря на это, по мнению правительства США, командование крейсера спутало его с боевым самолетом F14. Экипаж американского корабля 10 раз пытался установить радиосвязь с самолетом перед запуском ракеты, но безрезультатно. Хотя правительство США выплатило Ирану компенсацию за всех жертв катастрофы, оно никогда официально не признавало себя виновным и не приносило извинения за ответственность в этой трагедии.

9. Самолет ВВС Ирана, Ил-76,   2003 г. – 275 погибших

Катастрофа четырехмоторного Ил-76, принадлежащего иранской армии, является самой трагической аварией по количеству жертв с участием машины этой модели. Неблагоприятные погодные условия на маршруте полета машины, особенно сильные ветры, привели к крушению самолета в иранских горах. Следователи, занимающиеся расследованием катастрофы, сообщили, что пилот самолета направил его в землю, вероятно, в результате растерянности, вызванной ухудшением погоды. В результате аварии все члены экипажа и пассажиры, являющиеся военнослужащими корпуса Стражей Армии исламской революции погибли. Огромное количество погибших вызвало подозрение об иной причине катастрофы — Ил-76 обычно не принимал на борт более 200 пассажиров, поэтому официально признанное число жертв может объясняться столкновением в воздухе с другой машиной или перегрузкой.

10. American Airlines, рейс 191, 1979 г. – 272 погибших

Список 10 крупнейших авиакатастроф в истории закрывает авария DC-10 авиакомпании American Airlines. Незадолго до взлета самолета взорвался один из его двигателей, но было уже слишком поздно, чтобы прекратить взлет. Самолет оторвался от земли, но разрушение двигателя нанесло дальнейший технический ущерб машине, в том числе оторвав кусок крыла и повредив гидравлическую систему. Менее чем через полторы минуты после взлета самолет упал на землю рядом с полем для кемпинга и загорелся.

Все находившиеся на борту и два человека на земле погибли. Это была не первая машина такого типа, полет которой закончился катастрофой – DC-10 уже разбился под Парижем (четвертая самая трагическая авария в этом списке). Вскоре было обнаружено, что у этих самолетов было много конструктивных недостатков, и применяемые во время инцидентов процедуры, согласно которым действовали пилоты, были неуместными. Авария DC-10 в аэропорту О’Хара в Чикаго на сегодняшний день остается крупнейшей авиакатастрофой в истории США.

Интересно, что в списке крупнейших авиакатастроф отсутствуют советские и российские самолеты, несмотря на то, что они были и остаются самыми аварийными. Это объясняется тем, что они не принимали на борт большое количество пассажиров. Кроме того, количество жертв в Советском союзе всегда скрывалось, а новости о катастрофах в СМИ были крайне скупыми. Косвенно о количестве катастроф в СССР можно судить по данному списку – в двух случаях участниками являлись самолеты советского производства. Нетрудно догадаться, что там, где и было больше, катастрофы случались чаще.

Несколько советских самолетов получили печальную известность, как самолеты-убийцы пассажиров. К ним относятся Ил-62/M, Ту-104, Ту-154 и многие другие.

Андрей Бочкарев