Европейские авиакомпании продолжают оптимизацию своих флотов

Данные Евроконтроля – организации, координирующей сотрудничество стран Старого континента и их ассоциаций по обеспечению безопасности в воздушном пространстве – опубликованные 29 июня 2021 года, ясно показывают, что авиакомпании, пострадавшие от пандемии, делают все, чтобы оптимизировать свой флот настолько, насколько это возможно. Выше представленная диаграмма, используемая Евроконтролем для демонстрации процесса оптимизации парка отдельных авиакомпаний с учетом трех недель июня 2021 года и июня 2019 года, что идеально подходит для авиационного бизнеса. Как видно из диаграммы, самые большие изменения, направленные на оптимизацию ресурсов самолетов и сокращение ассортимента их типов, были реализованы крупными глобальными авиакомпаниями.

Евроконтроль отмечает, что данный процесс касается всех перевозчиков – и крупнейших, и средних класс, и малых и бюджетных авиакомпаний. Оптимизация заключается в постепенном избавлении от дорогостоящих в эксплуатации воздушных судов, а также сокращение фронта борьбы за пассажира, то есть сокращение до необходимого минимума всей разработанной к настоящему времени номенклатуры пассажирских самолетов. Эта тенденция касается в первую очередь крупных линий, потому что более мелкие или недорогие – давно пытаются работать с одним или двумя типами самолетов, чтобы минимизировать затраты на техническое обслуживание и сервис.

Eurocotrol опубликовал график, который включает изменения в парках различных перевозчиков за три недели июня 2021 года по сравнению с картиной за июнь 2019 года, когда ситуация на мировых авиационных рынках была отличной и показывала явные тенденции к росту. Тенденция очевидна – авиапарки всех авиакомпаний становятся все более однородными по типам, что имеет определенные последствия также для основных производителей и конкурентов, то есть Airbus и Boeing (китайские и российские из-за ничтожной доли рынка не учитываются).

Оптимизация, которая учитывает каждый евро и доллар, потраченный на выполнение полетов, быстро охватывает старые четырехмоторные самолеты, такие как A380, Boeing 747, A340 и Avro RJ85. В British Airways, например, ограничения привели к ускоренному выводу из эксплуатации ранее хорошо зарекомендовавших себя Boeing 747 и отказу от типов, требующих высоких затрат на техническое обслуживание. Интересно и то, что было замечено Евроконтролем, — исчезают операции по аренде с обслуживанием, то есть популярные до сих пор сезонные действия, заключающиеся в аренде еще одной линии собственных самолетов вместе с экипажами. Спрос на авиаперелеты сильно упал – даже в столь загруженные даты!

Лоукостеры давно пришли практическим путем к тому выводу, что весь флот должен состоять только из одного типа самолетов. Например, Ryanair отказался от эксплуатации ранее широко используемого в Laudamotion самолета модели A321, потому что он сам основном использует модели и варианты Boeing 737 (они также будут их оптимизировать!). В то же время Wizz Air и Pegasus предпочли Airbus A321neo в стандартной комплектации, как более экономичный. С другой стороны, гиганты, сосредоточив внимание на A350 или Boeing 787 для выполнения полетов на большие расстояния.

Евроконтроль полагает, что у пассажирских авиалайнеров старшего поколения, которые в настоящее время находятся на стоянках или выведены из эксплуатации, еще есть шанс вернуться в небо, если летний сезон 2021 года вернется в нормальное русло.

Андрей Бочкарев