Франция расчитывает, что Китай спасет программу Airbus A380

Французское правительство активно подбивает власти Пекина убедить авиакомпании размещать заказы на широкофюзеляжные самолеты Airbus, включая Airbus A380. Взамен Франция готова расширять участие Китая в производстве этих и других авиалайнеров. Информация о том, что Китай может заказать Airbus A380, который недавно показал плохие результаты продаж, появилась в сентябре прошлого года, когда производитель из Тулузы объявил, что в ближайшие несколько лет китайские компании закажут 60 единиц. В январе этого года президент Франции Эммануэль Макрон объявил, что в ближайшее время Китай закажет Airbus A350 и A380. В обмен на заказ самолетов Airbus предложил Китаю промышленное партнерство для производства самого большого авиалайнера в мире и увеличил скорость производства Airbus A320 на сборочном заводе в Таньцзине с четырех до пяти машин в месяц.

Предложение об увеличении производства Airbus в Китае повторил министр экономики и финансов Бруно Ле Мера на прошлой неделе во время парижской встречи с Ху Чуньхуа, заместителем премьер-министра Китая. Одной из тем переговоров стало укрепление сотрудничества в сфере гражданской авиации.

Airbus A380: слишком большой, слишком старый, слишком нишевый

Твердая приверженность французского правительства продаже Airbus A380 в течение последнего времени стала обычной практикой, учитывая, что в последние годы авиакомпании неохотно заказывают самый большой пассажирский самолет в мире исключительно для удовлетворения своих собственных экономических потребностей. A380-е не нравятся большинству перевозчиков из-за того, что они все меньше и меньше подходят для современной экономической среды, в которой приходится работать авиакомпаниям.

Хотя, согласно расчетам Airbus, A380 может похвастаться одной из самых низких затрат на место, эти привлекательные результаты могут быть достигнуты только при наличии пассажиров. Большинство авиакомпаний работают в сезонно, поэтому для авиаперевозчиков продажа пакета билетов по выгодной цене в течение года на рейсы, выполняемых с помощью Airbus A380, является очень сложной задачей. В этих условиях меньший двухмоторный широкофюзеляжный самолет нового поколения, такой как Boeing 787 или Airbus A350, подходит намного лучше, позволяя принимать меньше пассажиров на борт, но предлагая сравнительно низкие затраты на одно место. Для Airbus A380 конкурировать с этими моделями очень сложно – мега-проекту уже почти 20 лет, самолет оснащен четырьмя двигателями, что повышает расход топлива и увеличивает затраты на обслуживание.

Более того, A380 принимает на борт так много пассажиров, что после размещения багажа внизу остается мало места для груза, транспортировка которого для многих перевозчиков стала существенным источником получения дохода. Кроме того, во время реализации модели Airbus решил отказаться от разработки грузового воздушного судна на основе A380, это означает, что основное использование машины ограничено обработкой пассажирских рейсов в/из крупных узлов, где существует проблема с наличием слотов. Количество таких сообщений, по которым путешествует большое количество пассажиров со значительной покупательной способностью, невелико и опыт показывает, что на существующих маршрутах пассажиры выбирают перевозчиков, предлагающих более частые рейсы, а не обязательно тех, которые предлагают более крупные предложения.

Следовательно, например, British Airways не использует Airbus A380 для обслуживания прибыльного маршрута между Лондоном и Нью-Йорком, а скорее для более частых рейсов, выполняемых небольшими машинами, выполняемыми в совместном предприятии с American Airlines. Наконец, как признают многие в отрасли, наиболее важной причиной в падении популярности jumbo A380 является тот факт, что авиакомпании, большинство из которых избегают рискованных шагов, утратили веру в коммерческий успех сообщений, поддерживаемых этой моделью.

Китай – земля обетованная Mega Jumbo?

Руководству Airbus Китай всегда казался страной, где их крупнейшая модель самолета могла бы быть коммерчески успешной. Производитель из Тулузы полагал, что наличие огромного предложения аэробуса A380 будет идеальным средством для решения проблемы постоянно растущего числа пассажиров и вместимости.

Неслучайно, что мега-гигантская программа получила обозначение A380 – число 8, считается в китайской культуре счастливом и было данью уважения клиентам из Поднебесной империи. Для авиакомпаний из Китая A380 не является залогом успеха. Авиакомпания China Southern Airlines, до сих пор являвшаяся единственным китайским пользователем Mega Jumbo, с самого начала испытывала проблемы с поиском подходящих для этого типа воздушных маршрутов, на которых они могли бы получать удовлетворительное заполнение и маржу. Именно получение хорошей прибыли является проблемой для перевозчиков из Китая, поскольку рынок там характеризуется большим количеством пассажиров с низкой доходностью. Это как раз та ситуация, когда A380 не является лучшим ответом на потребности авиакомпаний.

Однако в работе государственных авиакомпаний в Китае нет дефицита в ситуациях, когда экономические соображения уступают место политическим целям государства. Поэтому производитель A380 из Тулузы, изо вссех сил стремящегося сохранить программу A380, решил предложить Китаю стратегическое преимущество, которое убедило бы их приобрести модель самолета, не особо учитывая интересы перевозчиков. Эта выгода заключается в расширении промышленного партнерства, что косвенно приведет к более широкой передаче ноу-хау Китаю, пытающемуся создать собственную авиационную отрасль, которая может однажды создать конкуренцию дуэту Airbus-Boeing. С 2008 года в городе Таньцзинь работает совместное предприятие Airbus и Aviation Industry Corporation, котороя поставляет Airbus A320. В прошлом году партнерство было расширено и включило первую за пределами Европы сборочную линию для широкофюзеляжного Airbus A330, запущенную после того, как китайские перевозчики разместили значительное количество заказов на эту модель самолета.

«Дополнительная ценность сборочного завода A330 заключается в том, что мы создаем сильную сеть поставщиков оборудования для салонов. Как только эта сеть окончательно сложится, легко представить, что эти поставщики захотят оборудовать салоны A380», – сказал один из участников дискуссии между Францией и Китаем в интервью для aviav.ru.

Китай играет с Boeing?

Заявление Франции и Airbus о том, что в Китае начнется оборудование салонов для гигантских авиалайнеров, может рассматриваться как прелюдия к более значительным трансферам ноу-хау в Китай. Китайские компании уже собирают оборудование для небольших аэробусов, в стране строятся аэробусы A320 и A330, и Boeing 737 будет установлен в любой момент. Трудно поверить, что Китай согласится только на оборудование салонов A380, тем более что его руководство видит, как Airbus и власти Парижа отчаянно пытаются сохранить программу A380 как можно дольше, по крайней мере, в течение такого времени, пока они уверены, что спрос на самый большой пассажирский самолет в мире вырастет.

Таким образом, возможно, что Airbus выберет второй вариант, если встанет перед дилеммой, закрыть программу или перенести почти все свои технологии в Китай. Производитель из Тулузы уже поощряет компании инвестировать в Китай и заявляет, что в конечном итоге китайский завод Airbus станет не только сборочным производством из поставляемых деталей, но и самодостаточным авиационным заводом.

Франсуа Мери, директор по операциям Airbus Commercial Aircraft China, заявил, что европейский производитель намерен создать в Китае вертикальную цепочку поставок, которая позволит приобретать сырье на месте, изготавливать из него детали, а затем и весь самолет. Ввиду таких перспектив для китайской промышленности, покупка модели самолета, нежелательной с точки зрения авиакомпаний, была бы выгодной ценой за возможность получить ноу-хау, очень полезное для технологического скачка.

Более активное участие Airbus в Китае также стало бы сильным козырем в переговорах с Boeing по недавно разработанной модели 797. Этот «средний самолет», согласно заявлениям производителя, будет идеально соответствовать потребностям китайских авиакомпаний. Сам Китай хотел бы видеть себя в качестве поставщика элементов для этой модели, в идеале столь же важного, как, например, Япония, где производится одна пятая часть компонентов Boeing 777. Неизвестно, хотела бы видеть нынешняя администрация США во главе с Дональдом Трампом, который неоднократно обвинял Китай в краже технологий, эту страну в цепочке поставок американского производителя. В этой ситуации сотрудничество Китая с Airbus может восприниматься по ту сторону Атлантики как угроза потери прибыльного рынка, составляющего 25 процентов от мирового, и дать преимущества Поднебесной даже за счет временного неудовольствия ее собственных авиакомпаний.

Андрей Бочкарев