Франция вводит авиационный налог

С 2020 года Франция введет новый налог на авиаперевозки. Он будет называться экологическим налогом, но он не пойдет непосредственно на меры по охране окружающей среды, а будет расходоваться только на «ежедневный общественный транспорт во Франции».
Французы ожидают 180 миллионов евро ежегодно для нового бюджета. «Мы решили обложить налогом все рейсы из Франции», – сказала министр транспорта Элизабет Борн.
Новая доплата за билет составит 1,5 евро для поездки эконом-классом по Франции и Европейскому союзу, 9 евро для французских и европейских рейсов бизнес-класса и 18 евро для деловых рейсов за пределы Европейского союза. Однако налогом не будут облагаться билеты для пассажиров, делающих пересадку во французских аэропортах.

Французы давно искали источники дополнительных доходов для бюджета. Они не смогли наложить дополнительные налоги на дизельное топливо, потому что это не позволяло желтым жилетам протестовать в течение нескольких месяцев. Затем они попытались убедить другие страны, включая Голландию и Бельгию, ввести такой налог совместно, но это не удалось, и в конце концов конференция в Гааге закончился без принятия совместных решений, затем французы долгое время подталкивали Европейскую комиссию к введению налогов на авиационное топливо, но пока безуспешно.

Теперь Элизабет Борн объявила, что ее страна выбрала экологический налог «как это сделали другие страны». Однако вырученные средства не предназначены для защиты окружающей среды. «Мы хотим, чтобы у всех нас теперь был шанс использовать более чистые средства передвижения», – сообщила она.

13 лет назад французы уже ввели так называемый солидарный налог, также в виде дополнительной оплаты за авиабилеты. В то время составлял 1,13 евро для всех рейсов на территории Франции и 4,15 для каждого пассажира, вылетающего из Франции. Средства должны были перечисляться в беднейшие страны Африки. Тогда Минфин признал, что они пошли в бюджет.

Другой подход к воздушному налогу  демонстрируют голландцы. С 2021 года каждый пассажир, вылетающий из Нидерландов, должен будет заплатить дополнительно за билет 7 евро, владельцы шумных самолетов, перевозящих грузы, будут платить 3,85 евро за тонну, а тихих — половину этого тарифа. Ранее, в 2008 году, пассажиры, вылетающие из этой страны, облагались налогом в размере 11,25 евро, но через год правительство отказалось от него, поскольку объем воздушного движения начал быстро снижаться.

«Если какая-либо страна вводит воздушный налог, не питайте иллюзий, что эти деньги пойдут на благое дело. Они внесут свой вклад в государственный бюджет», – сказал Ахмед аль-Бейкер, президент Qatar Airways, на последнем саммите Международной ассоциации авиаперевозчиков.

Андрей Бочкарев