Генеральный директор Boom раскрывает закулисье работ над сверхзвуковым самолетом 21-го века (интервью для нашего портала)

Эра сверхзвуковых путешествий на самолете завершилась финальным полетом Конкорда. Американская компания Boom работает над его преемником и обещает не только быстрое, но и более доступное сообщение между Европой и США. Полет продолжительностью менее 3,5 часа между Лондоном и Нью-Йорком будет стоить столько же, сколько билет бизнес-класса на традиционном авиалайнере.
Заманчиво и захватывающе иметь возможность передвигаться между Европой и США по делам и возвращаться домой в тот же день. Насколько близок к проекту Boom, когда сверхзвуковой самолет Overture поднимется в воздух вместе с пассажирами и какой урок его создатели усвоили из проблем Boeing с самолетом B737 MAX 8? На эти вопросы в беседе с корреспондентом нашего портала ответил Блейк Шолль, генеральный директор Boom, с которым нам удалось поговорить во время Парижского авиасалона в 2019 года.

Aviav.ru: На Парижский авиасалон вы прибыли со списком этапов, которые вернут вас к новым сверхзвуковым полетам. Какой из них самый важный?
Блейк Шолль, генеральный директор Boom Supersonic: Самое главное — это завершение фазы тестирования и переход к стадии сборки. Это означает, что мы представим готовый самолет в этом году, а первый полет состоится в 2020 году.

Мы говорим о XB-1 Demonstrator, уменьшенной версии сверхзвукового лайнера для двух человек. Когда он будет летать в воздухе уже с пассажирами на борту?
Мы придерживаемся плана, в соответствии с которым это произойдет в 2025-2027 годах. Мы хотим, чтобы это произошло как можно скорее, но мы не намерены пропускать какие-либо этапы по соображениям безопасности.

Говоря о безопасности, какой урок для Boom Supersonic можно извлечь из катастрофы с Boeing 737 MAX 8?
Еще не время для окончательных выводов, но, безусловно, чтение итогового отчета о причинах катастрофы будет увлекательным и поучительным для всей отрасли.
Тем не менее, мы уже знаем, что важно привлекать летчиков-испытателей на ранних этапах работы, и мы сделали это. Кроме того, безопасность всегда должна быть важнее графика проекта, когда между ними возникает конфликт.

Мы, безусловно, внимательно рассмотрим выводы о катастрофе B737 MAX, потому что, как мы хорошо знаем, большинство правил и положений в авиации были созданы в результате уроков извлеченных из ошибок, включая трагические инциденты и катастрофы.

Ваш сверхзвуковой самолет будет работать на топливе, полученном из атмосферного CO2. Каким образом?
Сначала позвольте мне наметить историю. 50 лет назад авиация вступила в эру пассажирских самолетов, что значительно сократило время полета. Тем не менее, люди не стали проводить меньше времени в самолетах, а наоборот, потому что количество рейсов значительно увеличилось. Это, вообще говоря, положительная информация.

Но, учитывая масштаб, сегодня недостаточно быть немного более эффективным, нужно стать гораздо более эффективным, даже когда мы говорим об ограничении сгорания топлива. Вот почему мы ищем решения, которые не только уменьшат выбросы CO2 на 20 или 30 процентов, но и сведут их до нуля. Мы очень рады сотрудничеству с компанией Prometheus, располагающей технологиями, которые работают как волшебство.

Речь идет о преобразовании атмосферного CO2 в жидкий углеводород, который можно превратить в авиационное топливо. Конечно, такое топливо должно пройти испытания и сертификацию, прежде чем оно будет считаться безопасным при обычном использовании. Однако это шаг к нулевому уровню выбросов в том смысле, что углекислый газ, выбрасываемый в атмосферу, может использоваться в качестве сырья для производства чистого топлива.

Этот процесс будет происходить на земле, а не в полете, верно?
Да, определенно. Результатом процесса будет авиационное топливо, которое можно будет заправлять в самолет так же, как обычное. Разница будет в том, как оно сделано. Для этого понадобится энергия из возобновляемых источников, будь то энергия ветра, солнечная или ядерная энергия.

Феномен, с которым сегодня сталкивается авиационная отрасль, – это flygskam, то есть стыд за полет, вызванный заботой о климате. Как вы воспринимаете это движение?
Я считаю, что изменение климата — это проблема, которую нужно преодолеть, а не отказываться от преимуществ авиации. Например, с момента вступления в эру пассажирских самолетов не было ни одного глобального конфликта! Я не говорю, что самолеты принесли мир во всем мире, но нельзя отрицать, что они сделали мир намного меньше, ближе, влияя на межличностные отношения.

Как бы выглядел мир, если бы ничего не было чужого? Если бы дети и подростки вместо того, чтобы просто читать о Шанхае или Техасе, могли бы посетить их, добравшись туда без особых усилий? Это дало бы огромную пользу человечеству.

Что нам нужно сделать, так это найти наш путь к этим преимуществам, не причиняя вреда и окружающей среде. Я убежден, что мы не откажемся от путешествий, мы не вернемся назад. Вот почему мы ищем путь вперед, но хороший путь.

Какой опыт может предложить сверхзвуковой самолет Overture на борту?
Давайте на минуту вернемся к Конкорду, который был относительно небольшим, с точки зрения пространства, опытом, сравнимым с путешествием в экономическом классе. С тех пор мы сделали скачок с точки зрения эффективности, что позволит нам не только снизить цены, но и инвестировать в гораздо более удобный, просторный и современный интерьер.

На борту Overture мы хотим предложить туристический опыт бизнес-класса. Важным его элементом будут иллюминаторы, через которые пассажиры на высоте 18 км смогут увидеть искривление Земли, синеву бесконечного неба — это будет нечто удивительное.
На борту сверхзвукового самолета Overture сидения должны иметь расположение 1 + 1, что означает одновременный доступ к окну и проходу. Впечатление от пространства будет усилено отсутствием багажных полок над головами — чемоданы должны располагаться в отсеках для хранения под предыдущим сиденьем

У каждого из пассажиров будет большой экран, будь то для работы во время полета или просто просмотр фильмов. Одной вещью, которая, конечно, не будет на борту Overture, является кресло с откидной спинкой для плоской кровати. Для трех часов полета через Атлантику оно уже не понадобится. Вы сможете пойти домой и переночевать в собственной кровати.

Конкорд был создан во время американо-советской гонки на сверхзвуковых полетах. В какой конкурентной среде сегодня работает Boom?
Я думаю, что широко понимаемая отрасль уже признала, что высокоскоростные рейсы — это будущее. Да, есть такие вопросы, как «кто», «как» и «когда», но больше нет «ли».
Этот рынок можно разделить на три сегмента. В первом ведутся работы над частными и деловыми самолетами, второй — над высокоскоростными пассажирскими (мы работаем на нем) и третий — область технологий будущего, где среди прочих активен NASA. Потому что гиперзвуковой транспорт, несомненно, является технологией будущего.

Если вести речь о создании пассажирских сверхзвуковых самолетов, в настоящее время мы являемся единственной компанией, работающей над решением, которое позволит сделать практически каждую поездку такого самолета по разумной цене. Наше видение состоит в том, чтобы создать возможность быстрого полета для максимально возможного количества людей. Каждый день мы думаем о том, как сократить расходы, сделать эту услугу более доступной, а не о том, как создать очень роскошный продукт. Мне нравится эта стратегия. Я убежден, что в нашем сегменте мы также увидим конкуренцию, но этого пока не произошло.

Инвестором и партнером проекта Overture стала Japan Air Lines. Являясь будущим клиентом, обращает ли она внимание на аспекты, которые вы, как создатели, не учли или не предвидели?
Наше сотрудничество с JAL очень крепко, наши команды встречаются в среднем раз в месяц, будь то в Токио или в Денвере. Такой партнер действительно помогает нам во всех аспектах, связанных с новым самолетом. Это касается опыта работы пассажира на борту, вопросов обучения пилотов, наземного обслуживания самолета в аэропорту, его обслуживания.
Например, мы отправили нашу команду в аэропорт Нарита в Токио, чтобы посмотреть, как выглядят операции широкофюзеляжных самолетов JAL. Что мешает самолету возвращаться в воздух быстрее после приземления, а что нет. Это, например, проблема погрузки багажа, которую мы должны учитывать при проектировании Overture, чтобы на ней требовалось как можно меньше сотрудников.

Мы хотим создать самолет, который будет вписываться в существующую инфраструктуру аэропортов, и не потребует значительных затрат на их адаптацию или перепроектирование.
Первый полет Демонстратора XB-1 запланирован на 2020 год, а рейс Overture с пассажирами на 2025-2027 годы. Что будет между этими этапами?

Все, что мы узнаем благодаря XB-1 Demonstrator, будет использовано в дизайне и разработке Overture. Этот самолет должен быть безопасным, надежным и эффективным. Поэтому ключевое слово для этих пяти или семи лет будет: тестирование, тестирование, тестирование. И в том, что касается тестирования компонентов, материалов, систем и всей конструкции.
Мы также проверим надежность производственной линии, чтобы мы могли производить сверхзвуковые самолеты один за другим с постоянным и воспроизводимым качеством. Таким образом, нашим руководящим мотивом будет тестирование и реализация стратегии.

Записал А.Бочкарев