B737 MAX на приколе

Генеральный директор FAA убивает надежду: Boeing 737 MAX не скоро вернется к полетам

«Нет оснований для срочного возвращения B737 MAX к полетам с пассажирами», – заявил глава Федерального авиационного агентства Стивен Диксон, ранее опытный пилот Delta, который провел несколько часов на симуляторе. Он добавил, что еще многое предстоит сделать.

 B737 MAX на приколе
B737 MAX на заводской парковке

Таким образом намечен новый примерный срок возврата MAX. Это, вероятно, произойдет в первом или втором квартале 2020 года. Напомним, что в марте, через неделю после катастрофы Ethiopian Airlines, концерн Boeing заверил, что машины будут готовы к полету не позднее мая-июня.

Диксон протестировал обе системы — обычную, которая имеется во всех B737. Сначала он сказал, что летать на этой машине доставляет огромное удовольствие. Однако, при переходе на вторую, в которой система MCAS настойчиво опускала нос самолета вниз, он заявил, не будет комментировать информацию о своем опыте. Диксон только сказал, что у его агентства нет конкретных сроков для возвращения MAX, чтобы летать с пассажирами и сертификации вообще.

FAA еще не провело сертификацию, поскольку Boeing не предоставил список изменений, внесенных в программное обеспечение. «Я видел только заметки, но предстоит проделать большую работу», – сказал Диксон. Однако он отказался указать, чего именно ему не хватало.
У Стивена Диксона сейчас две задачи. Будучи новым главой регулятора воздушного движения США, он должен восстановить доверие к FAA, которое была сильно подорвано из-за чрезмерных полномочий, предоставленных производителю. Дело в том, что FAA не участвовало в сертификации основной системы управления полетом MCAS в 2017 году. И, как выяснилось дважды, эта система, которая впервые использовалась на B737 MAX, оказалась причиной двух катастроф: самолета Lion Air 29 октября 2018 года и Ethiopian Airlines 10 марта 2019 года. В общей сложности в обеих катастрофах погибли 346 человек.

Теперь глава FAA заверил, что готов к самостоятельному полету на MAX, а не просто сна симуляторе, прежде чем официально разрешит машинам летать. В то же время, однако, он не упомянул ни слова о каких-либо изменениях в подходе агентства к сертификации самолетов. По его мнению, для FAA важно провести оценку, т.е. таким образом оно вернет себе роль реального регулятора, который может делиться информацией.

глава Федерального авиационного агентства Стивен Диксон
Глава Федерального авиационного агентства Стивен Диксон

Тем не менее, Диксон добавил, что окончательное решение об изменениях в процессе сертификации будет принято транспортным комитетом Конгресса и другими организациями, в том числе иностранными регулирующими органами, до того, как FAA начнет сертифицировать машину.

Такой процесс значительно удлинит процесс возвращения MAX к нормальной работе. По словам президента Ryanair Майкла О’Лири, MAX вернется не раньше февраля-марта. В свою очередь, аналитики в США считают, что FAA разрешит полеты с пассажирами в конце 2019 года, и, например, у Европейской EASA это займет около трех месяцев, а то и больше, и не исключено, что она потребует дополнительных изменений. Агентства в Канаде и Индии могут сделать то же самое.

Для перевозчиков и производителя это неутешительные прогнозы. Авиакомпании не будут располагать парком экономичных самолетов, и Boeing не сможет ускорить производство этих машин до 57 единиц в месяц. На данный момент производство замедлилось с 52 до 42 MAX месяц, для которых все труднее найти парковочное место.

Андрей Бочкарев