HondaJet-SP-CHE

HondaJet – через терни … в стратосферу

Как начать статью о самолете, который является первым серийным для своего производителя, самым экономичным, самым быстрым и самым высоко летающим? Может быть так: если HondaJet разделит успех автомобиля Honda Civic, то станет самым популярным бизнес-джетом в мире. А если серьезно, мы побывали на премьере этого самолета в одном из европейских городов по приглашению владельца, пожелавшего остаться анонимным. Поговорили с пилотами, посидели за штурвалом, заглянули в багажник, запустили Garmin G3000. О своих впечатления расскажем в статье ниже.

HondaJet на AERO-2017 (фото В.Архангельский)
HondaJet на AERO-2017 (фото В.Архангельский)

История проекта

Самолет спроектирован в Японии, но производится в США. Работы над концепцией начались еще во второй половине 80-х годов. К сотрудничеству привлекались специалисты других производителей. Тесты в аэродинамической трубе в 1999 году подтвердили, что новаторская концепция первого, полностью композитного самолета, сконструированного Мичимасой Фуджино является правильной и отвечает ожиданиям и расчетам.

MH02
MH02

Предтечей HA-420 (420 – TAS этого самолета) были два экспериментальных самолета SHM-1/MH01 (одномоторный турбовинтовой экземпляр для проверки ламинарного потока крыльев) и двухдвигательный MH02 на 6 пассажирских мест, созданный под присмотром Missisippi State Univeristy. MH02, который налетал в сумме 170 часов за период между мартом 1993 и августом 1996, был оснащен двумя двигателями Pratt & Whitney Canada JT15D, можно считать предшественником HondaJet. По утверждению концерна Honda, это был первый полностью композитный малый реактивный самолет.

Фуджино делает эскиз

В 1997 году Фуджино Мичимаса, президент Honda Aircraft набросал первый эскиз концепции низко плана HondaJet. Окончательно правление компании утвердило проект в 1999 году.

В поиске места для двигателей OWTEM (Over-The-Wing Engine Mount)


Фуджино утверждает, что идея необычного размещения двигателей у него появилась еще в 1996-м. Стремясь снизить стоимость очень дорогих бизнес-джетов, он подумал об уменьшении их размеров так, чтобы при этом не снизить уровень комфорта для пассажиров во время путешествия. По его словам, он хотел уменьшить размеры при сохранении пространства пассажирского салона. Размещение двигателей под крыльями было невозможно при заданных габаритах и слишком малого просвета (из-за малых размеров стоек шасси).

Несмотря на первые, не очень удачные результаты исследований, оказалось, что, если двигатель правильно расположить над крылом, то это позволит снизить аэродинамическое сопротивление на больших скоростях и, тем самым, увеличить скорость, увеличить дальность, а также снизить потребление топлива. По словам конструкторов, самой серьезной проблемой размещенных над крыльями двигателей была интерференция протекающего потока воздуха между двигателем и фюзеляжем.

В результате проб и ошибок, конструкторы добились 5-процентного увеличения аэродинамической эффективности. Дополнительной проблемой стало проявление флаттерного эффекта (типа того, как флаг плещется на ветру). Во время одной из продувок в аэродинамической трубе даже произошел отрыв пилона от крыла вместе с двигателем. Окончательно двигатель был размещен почти за задней кромкой крыла, на краю срыва потока. Это в свою очередь позволило сместить воздухозаборник и, таким образом, снизить уровень шума. Благодаря чему HondaJet считается самым тихим реактивным самолетом в мире. Кроме того, заднее размещение двигателей улучшило к ним доступ для обслуживания.

Масштаб 1:9

В 2004 и 2005 годах инженеры Honda выкупили доступ к аэродинамической трубе NASA Langley National Transonic Facility, чтобы подтвердить эффективность выбранной конфигурации на модели в масштабе 1:9 при скоростях близких к скорости звука.

Самолет на вид с боку почти не отличается от конкурентов. Пилоны, на которых установлены двигатели, производят впечатление только, если посмотреть на него спереди или сзади.

Долгожданное начало

Мировая премьера HondaJet состоялась во время EAA AirVenture в Ошкоше 28 июля 2005 года. В 2014-м прошел первый полет серийно произведенного экземпляра. До 2015-го четыре тестовых воздушных судна налетали в сумме 2500 часов.

К клиентам

Путь к сертификации в общем не был устлан розами. Постоянные задержки откладывали запуск в серию бизнес-джета. Запланированная на конец 2010 года сертификация в FAA, материализовалась в виде желанных документов только через пять лет – в декабре 2015-го. EASA выдала Сертификат Типа в мае 2016 года.

Производство

Самолеты HondaJet производятся на специально построенном для этого заводе в Пиедмонт Триад Эйрпорт. В 2015 году Honda прогнозировала выпуск 40 самолетов, а затем – 60 в год. Первый клиент получил самолет в декабре 2015 года. На данный момент произведено чуть более 100 единиц. 20 процентов из первой сотни поступило клиентам из Европы.

Сам самолет

Конструкция из композитных материалов с алюминиевыми крыльями и двумя турбовентиляторными двигателями GE HF 120, установленными на пилонах. Представители Honda утверждают, что комбинация легких материалов, аэродинамическое совершенство конструкции, а также применение эффективных двигателей принесли плоды в виде на 20 процентов лучшими, чем у конкурентов, характеристиками. Во время полета на FL430 самолет потребляет всего 339 литров топлива в час.

Емкость багажника в задней части самолета, там, где обычно у других самолетах находится моторная рама, за пассажирским салоном, рассчитана на 184 кг груза. Интересной особенностью бизнес-джета является система торможения „speedbreak”, размещенная в хвосте самолета, которую можно включить при любой скорости и на любом этапе полета. Пилоты утверждают, что включение speedbreak при скорости TAS 420 узлов вызывает замедление самолета при полном отсутствии вибрации.

Авионика

HondaJet, кокпит
HondaJet, кокпит

Воздушное судно оснащается комплектом Garmin® G3000 с тремя панорамными 14-дюймовыми дисплеями и двумя дополнительными сенсорными экранами.

Двигатель


Турбовентиляторный двигатель для самолета HondaJet HA-420 был спроектирован при участии Engineering Design Center в Варшаве, входящим состав консорциума General Electric Company Polska SP. z o.o. и Института Авиации.

Индикатор уровня топлива есть и снаружи

Уровень топлива в баке можно наблюдать при заправке на цифровом индикаторе рядом с горловиной.

Цена

HondaJet стоит 4,95 млн долларов в стандартной версии и около 5,5 млн – в более оснащенной.

Type Rating

Обучение на данный тип самолетов проходит в Гринсборо в США, где находится один симулятор HondaJet и вскоре должен появиться второй.

Впечатления пилотов

По их словам, различие с другими бизнес-джетами подобного класса заключается в авионике нового поколения (Garmin G3000), эргономике и организации рабочего места летного экипажа, а также в конфигурации кокпита. «На самолетах, на которых прежде я летал, подготовка полного pre flight check занимала около 30 минут, а здесь всего – 10», – рассказывает один из корпоративных пилотов. «И что самое главное – предполетный осмотр можно провести самостоятельно. Кроме того, самолет летает быстрее и выше. Дальность полета с учетом ближайших запасных аэродромов составляет около 1000 миль. На высоте FL350 его скорость достигает 420 узлов (TAS), а сам бизнес-джет может подняться на FL430. Самолет на одном двигателе справляется со своими задачами, его выключение практические не сказывается на характеристиках, единственное, что заметно – положение ноги на педали управления курсом», – добавляет он.

Но наибольшее удивление вызывает тишина в салоне. По словам пилотов, это бизнес-джет – самый тихий в своем классе. Главным образом потому, что двигатели расположены на крыльях, что не только инновация, но и большое преимущество. «HondaJet – очень дружественный самолет для полетов. В нем многое автоматизировано», – заключает пилот.

Суммируя

По спецификации производителя, HondaJet является самым технически совершенным, легким реактивным деловым самолетом с лучшими в своем классе характеристиками, комфортом, качеством и надежностью. HondaJet летает быстрее, выше и наиболее экономно среди своих конкурентов, одновременно обладая многими техническими инновациями и решениями, нетипичными для конструкций современных воздушных судов.

HondaJet является первым самолетом построенном на предприятии Honda, и как ей и пристало, предлагает лучший уровень характеристик и соотношения цена-качество.

Техническая спецификация HondaJet HA-420

Размеры:
Длина – 12,99 м;
Высота – 4,54 м;
Размах крыльев – 12,12 м;

Силовая установка – 2 турбовентиляторных двигателя GE Honda HF120;
Взлетный вес – 4173 кг;
Максимальная скорость на высоте FL300 – 422 KTAS;
Скороподъемность – 3990 фут/мин;
Практический потолок – FL430;
Дальность полета – 2593 км;
Число мест в стандартной конфигурации – пилот + 6 пассажиров либо 2 пилота + 5 пассажиров.

Андрей Бочкарев