IATA нашла оригинальный способ снизить последствия турбулентности

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) нашла решение, как уменьшить турбулентность в самолетах. Авиакомпании ежегодно теряют более 100 миллионов долларов США из-за ущерба, вызванного неожиданными изменениями высоты летящих воздушных судов. Кроме того, более 100 пассажиров ежегодно получают серьезные травмы во время турбулентности, к слову сказать, в основном по своей вине. Когда на панели появляется сообщение «пристегнуть ремень безопасности», вы должны придерживаться этой рекомендации, а багажные отделения над головами пассажиров должны быть тщательно закрыты. Несоблюдение инструкций бортпроводников и информации из кабины пилотов чаще всего является причиной несчастных случаев во время турбулентности, как и паника, которая возникает среди пассажиров, когда машина сильно трясется, особенно когда одновременно выпадают кислородные маски.

«До сих пор пилоты обменивались информацией после того, как выходили из опасной зоны. Теперь это будет делаться сразу после входа в нее», – говорит Дес Кени, ответственный за планирование полетов в American Airlines. «Пилоты также могут обнаруживать риски турбулентности с помощью iPad. Если они видят какие-либо негативные погодные явления на карте, они всегда могут попросить диспетчеров полета изменить маршрут», – добавляет Де Кени. Такой турбулентности будет меньше, когда будет полностью внедрена информационная система предупреждения о неожиданных событиях в воздухе. Для этого на самолетах устанавливаются специальные датчики, в том числе американской компанией Andover из Висконсина.

Теперь капитаны самолетов, которые летят в зону турбулентности, могут немедленно передать эту информацию на землю, откуда специализированные службы сообщают другим воздушным судам о неблагоприятном явлении. Благодаря этому самолеты, после получения согласия, могут изменить курс и избежать неприятных, и даже опасных, для пассажиров последствий.

Другим техническим подспорьем для капитанов самолетов станет радиолокационная система Multiscan ThreatTracker, разработанная Rockwell Collins, которая обнаруживает любые опасные явления в радиусе 500 км от самолета. Она видит не только турбулентности ясного неба, но также, например, град или атмосферные электроразряды. Хотя последние очень редко являются проблемой для машины, поскольку они спроектированы так, что удар молнии не наносит ущерба. «Обычно случается, что молния попадает в одно место планера и выходит из другой, например, ударяет в нос и выходит хвостом. Топливные баки защищены от таких разрядов. Пассажиры обычно не замечают этого, если молния не сопровождается турбулентностью или если они не видят вспышку света. Очень редко металлический корпус самолета страдает из-за этого», – говорит капитан Патрик Смит, автор бестселлера «Cockpit Confidential, или все, что вам нужно знать об авиаперелете».

«Теперь авиакомпании, входящие в ИАТА, будут предоставлять нам информацию обо всех негативных атмосферных явлениях, вместо того, чтобы хранить их для себя, – говорит Катя Ващанкова из Ассоциации метеорологического обслуживания. – Мы уже привлекли британскую компанию Snowflake, которая производит программное обеспечение для самолетов и авиакомпаний. Их решения не только обрабатывают информацию о состоянии воздушного пространства, но также могут предсказывать турбулентность».

Среди 15 авиакомпаний, участвующих в этом проекте, по состоянию на конец декабря находятся все крупные американские перевозчики, а также некоторые европейские, в том числе Air France, Lufthansa, Swiss и Aer Lingus. Согласно информации IATA, тестирование программы начнется в феврале и продлится до декабря 2019 года. В январе 2020 года программа должна стать доступной для остальных авиакомпаний.

Во время сильной турбулентности сообщения из кабины пилотов обычно оказывают очень успокаивающее действие. Капитану достаточно объяснить, что происходит на самом деле, что абсолютно необходимо пристегнуть ремни безопасности и сложить столы, а также доступно объяснить, что пассажирам и машине ничего не угрожает. Опытные капитаны знают, насколько это важно.

Андрей Бочкарев